Картины Леонида Гайдая в России любят и пересматривают почти ежегодно. Редко какие праздники обходятся без «Бриллиантовой руки» или «Операции "Ы"». Даже менее успешные, по общему признанию, фильмы вроде «Опасно для жизни» или «Частный детектив, или Операция "Кооперация"» все равно высоко оценены зрителями.
Но даже в наиболее успешных лентах популярного режиссера есть повторяющиеся моменты, которые могут раздражать. Их набралось как минимум четыре.
Реверс в динамичных сценах
Присмотритесь внимательно: почти в каждой сцене с погонями или прыжками кадры перематываются туда-сюда. При первом просмотре это выглядит забавно, при втором вызывает улыбку, с третьего — скуку. Особенно если включить несколько фильмов подряд. Да, это классический комический прием, но он повторяется очень часто.
Своеобразная озвучка
Кошка, говорящая не «мяу», а «Чао» — это весело. Щелканье, которое раздается, когда персонаж выразительно моргнул, — спорно. Необычную озвучку считали находкой Леонида Иовича, однако и она со временем утомила зрителей, когда начала кочевать из картины в картину.
Одни и те же актеры
В работах именитого режиссера снимались в основном одни и те же люди. Александр Демьяненко, Наталья Крачковская, Владимир Этуш. Позже — Дмитрий Харатьян. Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов и вовсе считались «визитной карточкой» Гайдая, хотя об усталости публики от них заговорили еще на этапе съемок «Кавказской пленницы».
Неудачный монтаж
Персонаж исчезает из кадра, перед зрителем на какое-то время появляется статичная картинка, а потом план меняется. Такое можно заметить, например, в эпизоде с погоней на стройке в «Операции "Ы"». Динамика сразу пропадает. С одной стороны, накладки легко объяснить: в прошлом не было технологий, подходящих для плавных съемок без склеек. С другой, если выстроить кадр и последовательность действий сразу, таких огрехов в динамике можно избежать, утверждает автор дзен-блога «Кино Talk»