А имена исполнителей главных ролей и спустя несколько десятилетий знают наизусть. И хотя каждый из них сделал фильм по-настоящему запоминающимся, зарплаты у ведущих артистов были совершенно разными.
Система оплаты актеров
Современные актеры получают различные гонорары, которые зависят от их мастерства, популярности у зрителей, общего бюджета. В советское время существовала похожая схема, но более четкая. Руководство Госкино установило обязательные штатные оклады для артистов, которые зависели от их категории. Ставки ввели в далеком 1961 году, и действовала эта система вплоть до распада Советского Союза.
Самые большие оклады получали актеры высшей категории первой группы. Сюда могли попасть лишь настоящие таланты, которые воплотили немало ярких образов. Платили им 450 рублей в то время, когда они были задействованы в съемках, и 300 рублей в оставшееся время.
У остальных артистов, которые исполняли небольшие и эпизодические роли, гонорары были ниже – 120 руб. при условии, что они были задействованы в работе, и 90 руб. – в остальное время.
Кроме основного оклада были положены и разовые премии. Их размер зависел от того, насколько явной была идейно-художественная ценность ленты. Актеры первой группы могли получить дополнительное вознаграждение в размере двух тысяч, второй – полутора тысяч, третьей – одной тысячи.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
У этой комедии Леонида Гайдая был не самый большой бюджет – чуть больше 25 тыс. руб. Актеры получали разную зарплату в зависимости от категорий. Например, Наталье Варлей как начинающей актрисе за участие в съемках заплатили 1200 рублей. А ее более опытные коллеги получили намного больше.
Гонорар Александра Демьяненко составил 5520 руб., Георгия Вицина – 3390 руб., Юрия Никулина – 5188 рублей.
В то время о подобных окладах рядовые жители могли только мечтать. Средняя зарплата в 1967 году, когда комедия вышла на экраны, составляла 100-110 руб. в месяц.
Больше всех получали служащие инженерно-технических специальностей. Их оклад составлял в среднем 150 рублей. Следом шли работники транспортной отрасли, которые получали 130-140 рублей в зависимости от направления (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт).
Представителям системы здравоохранения, простым рабочим сельского хозяйства, а также сотрудникам сферы ЖКХ платили немного – около 80 рублей.
Какую сферу ни брать для сравнения, заработок актеров (даже начинающих) был гораздо выше, чем у простых жителей. Конечно, высокие гонорары они получали лишь в те месяцы, когда снимались в кино. Но и во времена простоя им продолжали платить оклады.
Сколько зарабатывали другие актеры
Если сравнивать гонорары звезд советского кино, то немало заработали члены съемочной группы фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Самый большой заработок был, закономерно, у Гайдая. Ведь он не только был режиссером, но и сам участвовал в адаптации сценария пьесы Булгакова. В общей сложности за работу над проектом он получил почти 8 тысяч рублей. 2 из них – за сценарий.
Юрий Яковлев исполнил сразу 2 роли в картине, поэтому его гонорар был выше, чем у прочих актеров. Артист получил 4300 руб. Следом за ним шел Леонид Куравлев, актерскую игру которого оценили в 2312 руб.
Исполнитель роли Шурика Александр Демьяненко заработал 1660 рублей, Савелий Крамаров – 1129, Михаил Пуговкин – 788. Меньше всех получили Наталья Селезнева (362 рубля) и Владимир Этуш (223 рубля).
В «Бриллиантовой руке» немало заработал Анатолий Папанов, которому заплатили 2288 рублей, а также Андрей Миронов (1920 рублей). Работу Светличной в образе роковой искусительницы оценили в 346 руб.
А один из самых больших гонораров советского кино был положен Вячеславу Тихонову. За роль разведчика в «Семнадцати мгновениях весны» ему заплатили 5500 руб.