Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» — настоящая жемчужина советского кино, которая и спустя десятилетия остаётся любимым фильмом миллионов. Однако работа над этой лентой была далеко не простой. Цензура, страхи актёров и даже споры на съёмочной площадке — за каждой сценой скрываются интересные истории, о которых мы сейчас расскажем.
Машина времени — от самогонного аппарата до фантастического устройства
Когда Леонид Гайдай решил экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», он внёс в сценарий множество изменений, включая фантастический элемент — машину времени. Первоначально её проектировали научные консультанты, но их макет выглядел слишком скучно, напоминая пульт управления. Тогда за дело взялся скульптор Вячеслав Почечуев, который вдохновился самогонным аппаратом из другой комедии Гайдая — «Самогонщики». Итоговый вариант с кнопками и стеклянными деталями стал одним из самых запоминающихся элементов фильма.
Почему Юрий Никулин отказался играть царя
Роль Ивана Грозного была одной из самых сложных в фильме. Изначально Гайдай предлагал её Юрию Никулину, но актёр отказался — то ли из-за сомнений в успехе картины, то ли из-за нежелания играть столь необычного персонажа. На роль пробовались Евгений Евстигнеев и Георгий Вицин, но режиссёр остановился на Юрии Яковлеве, который сумел органично сочетать образы грозного царя и робкого управдома.
Сам Яковлев предложил оригинальное решение: Бунша говорит шепеляво и сбивчиво, а Иван Грозный — громко и величественно. Этот контраст сделал его игру незабываемой.
Леонид Куравлёв и его Жорж Милославский
Леонид Куравлёв был не первым выбором на роль обаятельного вора Жоржа Милославского — изначально её предлагали Андрею Миронову. Но именно Куравлёв придал персонажу неподражаемый шарм. На съёмках он часто спорил с Гайдаем, предлагая свои идеи для сцен. Несмотря на споры, режиссёр ценил его импровизации, которые сделали персонажа ещё более ярким.
Цензура и вырезанные сцены
Фильм подвергся жёсткой цензуре — говорят, из картины убрали около 177 метров плёнки. Например, сцена, где режиссёр Якин впервые видит царя в квартире Шурика, едва не была вырезана из-за якобы «неуместного» поведения Михаила Пуговкина. Однако Григорий Чухрай настоял на её сохранении, отметив, что эпизод получился смешным и уместным. Ранее показывали вам целых 10 славных киноляпов в культовом фильме.