Киноляпы — неизменные спутники многих фильмов, и «Кавказская пленница» исключением не стала. Шедевр Леонида Гайдая вышел в 1967 году, но его до сих пор разбирают на цитаты и пересматривают с удовольствием, подмечая забавные и не очень-то логичные моменты.
Фрукты на подносе: откуда взялась гата?
Начнем с подноса, который принесли Трус, Балбес и Бывалый, когда Нина попала в плен. В этом эпизоде все кажется довольно стандартным для кавказского застолья: апельсины, яблоки, финики и даже что-то, напоминающее рахат-лукум. Однако среди фруктов затесалась необычная лепешка, которую Нина держит зубами. Эта лепешка — гата, традиционная армянская выпечка.
В фильме нет четкого указания на то, в какой советской республике разворачиваются события. Кавказ, и все. Но вот гата, как и участие армянских актеров Фрунзика Мкртчяна и его жены Донары, наводит на мысли, что действия фильма могли бы происходить в Армении. Однако сами съемки проходили не на Кавказе, а в Крыму.
Более того, эпизоды с пленением Нины снимали вовсе не на свежем воздухе, а в павильонах «Мосфильма». Наталья Варлей, сыгравшая Нину, даже упоминала в интервью, что гата была зачерствевшая, а фрукты — консервированные. Так что, возможно, Гайдай добавил армянскую выпечку в кадр как знак уважения к актерам.
Две гвоздики: не для праздника?
Но еще более странный момент — это, конечно, сватовство Саахова. Когда он приходит к Нине, на подносе красуется бокал с двумя гвоздиками, но почему именно столько? Ведь в советской культуре это ассоциировалось с похоронами. И у нас есть несколько версий.
Возможно, изначально гвоздик было больше, но после многочисленных дублей осталось только две «выживших». Однако эта гипотеза кажется маловероятной, ведь Гайдай известен своей тщательной проработкой деталей, и случайные ошибки для него — исключение из правил.
Другая версия утверждает, что в некоторых регионах Кавказа на праздники дарят четное количество цветов, а на похороны — нечетное. Если это правда, то, возможно, Саахов просто придерживался местной традиции. Но что, если Гайдай вложил в этот жест нечто большее?
По мнению некоторых зрителей, две гвоздики в одном бокале символизируют желание Саахова «соединиться» с Ниной, как двум гвоздикам в вазе.
Кино, вино и домино
Ну а главный киноляп связан с алкоголем. Когда Саахов выходит от Нины, на его одежде отчетливо видны пятно от красного вина. Но если внимательно пересмотреть сцену, становится ясно: на подносе стояла бутылка шампанского, причем не красного, а белого. И к тому же она была уже наполовину выпита.
Как же так получилось, что Саахов облил себя красным вином, которого, судя по всему, вообще не было в комнате? Ответа нет до сих пор. Но «Кавказская пленница» из-за этого, конечно, хуже не становится.
Хватает ляпов и в знаменитом детективе «Место встречи изменить нельзя» — собрали целых пять.