В конце января сериал снова показали на телеканале «ТВ-3», после чего интерес к загадке перевала Дятлова вспыхнул с новой силой.
Один проект – три режиссера
Как сообщает «Комсомольская правда», над проектом работали сразу три режиссера. Нечетные серии, рассказывающие о расследовании трагедии, снимали Евгений Никишов и Валерий Федорович. Центральным персонажем в этой временной линии стал майор КГБ Олег Костин, роль которого сыграл Петр Федоров. Над созданием четных эпизодов, посвященных истории дятловцев, работал Степан Гордеев, он же выступил в качестве режиссера монтажа.
По словам Гордеева, это обстоятельство сыграло ему на руку – при монтаже он смог исправить собственные ошибки, допущенные во время съемок.
Различие между четными и нечетными сериями «Перевала Дятлова» заключалось не только в именах режиссеров, но и в способе съемки. Нечетные эпизоды снимали на пленку, а четные – на цифровую камеру. Павел Костомаров, креативный продюсер проекта, не сразу оценил и принял эту идею – дело в том, что съемка на пленку обходится значительно дороже, чем на камеру, а разница невооруженным глазом практически не видна. Однако Никишов и Федорович специально отсняли несколько пробных сцен разными способами и показали результат Костомарову. Ознакомившись с готовыми видеоматериалами, продюсер вынужден был признать, что различие между настоящей пленкой и стилизацией действительно есть.
Советские фильмы и дневники дятловцев
Подготовка к съемкам была очень тщательной. Степан Гордеев перед началом работы над проектом пересмотрел массу советских кинокартин, чтобы понять принципы операторской работы и монтажа тех лет. А актеры, занятые в роли дятловцев, накануне съемок посмотрели драму «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова. Затем они вместе с режиссерами и операторов в деталях разбирали увиденный фильм, анализировали сюжет, работу актеров и всей съемочной группы.
Кстати, кинолента была выбрана неслучайно – в «Неотправленном письме» речь идет о группе геологов, которые во время работы в тайге столкнулись с обстоятельствами непреодолимой силы.
Просмотром советских фильмов подготовка, конечно же, не ограничивалась. Создатели «Перевала Дятлова» исследовали множество исторических документов, получили разрешение на доступ к закрытым материалам, касающимся расследования. Также авторы проекта тщательно изучили дневники дятловцев, некоторые найденные детали использовали в сериале. Например, стихотворение, которое в одном из эпизодов читает участник экспедиции Юрий Кривонищенко (его роль сыграл Максим Емельянов), было найдено в рукописях реального Юрия.
К шаману – за разрешением на съемки
География съемок «Перевала Дятлова» получилось обширной. Часть сцен снимали неподалеку от Горно-Алтайска, при этом, прежде чем приступить к работе, съемочная группа получила разрешение у местного шамана. Основные съемки проходили в Московской и Ленинградской области, правда, из-за отсутствия настоящего снега в кадре пришлось использовать искусственный, созданный с помощью снежных пушек.
Разобраться, как работает такая техника, удалось не сразу – первый блин вышел комом, палатку занесло искусственным снегом настолько сильно, что сцену пришлось полностью переснимать в другом месте.
Создатели сериала с большим вниманием относились к каждой детали, которая должна была появиться в кадре. Так, например, перед созданием бутафорских трупов погибших туристов художники проекта получили консультацию у патологоанатомов. А еще для одной из сцен нужно было найти грузовик, максимально похожий на те, что выпускали в советское время. Съемочной команде удалось найти подходящий автомобиль, но вот незадача: его кузов отличался от кузова грузовика, запечатленного на фотографии с дятловцами. Художникам «Перевала Дятлова» пришлось самостоятельно изготовить похожие бортики для кузова, чтобы внешний вид машины был как можно больше похож на исторический транспорт.