«Служебный роман» Эльдара Рязанова — фильм настолько интересный, что его не перестают разбирать даже спустя 47 лет после выхода. В лирической комедии нашлось место глубоким смыслам. Да и персонажи куда интереснее, чем кажется. Даже если на первый взгляд они выглядят поверхностными.
Взять, например, Верочку. Вроде бы, все с ней понятно: ленивая секретарша двигает сюжетную линию Рыжовой и Самохвалова благодаря сплетням, на свой манер учит Калугину приемам обольщения и модным трендам. Ее легендарное «Походка свободная, от бедра» до сих пор с удовольствием цитируют зрители всех возрастов.
Но даже историки, смотревшие картину, не поняли, что образ конторской служащей — это отсылка к литературе и традициям Средних веков. Вера опаздывает, примеряет сапоги в рабочее время, красит ногти, вяжет. Она — претендент на звание «самый плохой работник года». Но строгая Людмила Прокофьевна ее не увольняет. Возникает закономерный вопрос: почему?
В дзен-блоге «Эх, прокачу!» высказали интересное предположение. Секретарша устраивает Калугину, потому что она выполняет роль шута при королеве.
Людмила Прокофьевна «правит» статистическим учреждением. И ей, как любой власть предержащей, нужен помощник, который скажет в лицо то, о чем умолчат подчиненные и большие начальники. Как раз так и поступали скоморохи: они развлекали, но в то же время говорили правду, обернутую в слои грубого юмора.
Свои непосредственные функции Вера выполняет точно. Самохвалова, например, задерживает, а кого надо — мгновенно пропускает к начальству. Она управляет атмосферой в коллективе: тут пошутит, там развлечет, здесь нахамит, накрасит ногти и одной фразой напомнит, что Калугина — не машина по управлению статистикой, а тоже человек.
Секретарша помнит все обо всех. Знает те самые сплетни, которые так старательно собирает и разносит, а значит — способна при необходимости использовать информацию во благо или во вред. Несмотря на кажущуюся несуразность, она полезна. Особенно когда находится на стороне Калугиной. Именно поэтому та и не увольняет ее, и не старается выжить из учреждения.