Эльдар Рязанов сумел создать очень тонкий, ироничный и в то же время трогательный фильм. К сожалению, никакого мастерства, вероятно, не хватило бы, чтобы предугадать, как изменится восприятие зрителей за прошедшие десятилетия – и сегодня «Служебный роман», как и многие другие культовые фильмы времен СССР, воспринимается совсем по-другому.
К несчастью, на взгляд современных зрителей «Служебный роман» оказался, что называется, «проблематик» – в нем столько нездоровых отношений, болезненных тем и неприкрытых комплексов персонажей, что анализировать «Служебный роман» можно почти как практическое пособие по диагностике психологических проблем.
Редакция «Киноафиши.инфо» попросила разобрать «Служебный роман» психолога Полину Токареву – и результат оказался неожиданным.
Очень негативно по сегодняшним меркам воспринимается главный герой – Анатолий Ефремович Новосельцев, сыграл которого Андрей Мягков. В фильме он – примерный отец, в одиночку воспитывающий детей и готовый ради них на всё. Чтобы обеспечить финансовое благополучие семьи, Новосельцев, подначиваемый Самохваловым, пускается в авантюру, «приударяя» за начальницей. Но вот как его поведение трактует психолог:
«Служебный роман» – это совершенно фантастическая история отношений главной героини, 36-летней карьеристки, и главного героя – слабого мужчины, у которого проблемы с алкоголем.
У Новосельцева проблемы с алкоголем, он действительно слабохарактерен, он позволяет себе ударить Калугину, оскорбить, он не может высказать все в лицо, он теряется, он истеричен, он невротик. Новосельцев же на самом деле с удовольствием берется за идею «поухаживать за старухой», чтобы получить желаемую должность! И только когда появляется симпатия, он начинает от этой должности, так сказать, отказываться. Но он берется за это «грязное дело», как бы это неблагородно не звучало.
А то, что Новосельцев в принципе ведет себя неадекватно? То, что он напивается при Калугиной, то, что он ее оскорбляет, может поднять руку на женщину?
У главной героини, Людмилы Прокофьевны Калугиной в исполнении Алисы Фрейндлих, психологических проблем в анамнезе явно не меньше:
Она неуверенная в себе, она – женщина с психологической травмой, она не претендует на мужчину своего уровня, а влюбляется в мужчину, уровень которого намного ниже, чем её. Новосельцев постоянно, на протяжении всего фильма, ее обесценивает, а она, как женщина с низкой самооценкой, включается в отношения с невротиком.
Отдельного разбора заслуживает второстепенная сюжетная линия, блестяще сыгранная Басилашвили и Немоляевой – история стареющей Ольги, надеявшейся вновь разбудить романтические чувства у Самохвалова, который когда-то в юности был в нее влюблен, но давно женат. Ольга пишет Самохвалову любовные письма – несмотря на то, что герой настоятельно просит ее этого не делать, давая понять, что в ее симпатиях он не заинтересован. Психолог считает, что подобное поведение вполне можно классифицировать как сталкеринг:
И вот этой героине все равно, что он женат, что у него репутация, что он занимает большую должность, она прекрасно понимает, что компрометирует и его, и себя – но продолжает делать это постоянно.
Это сталкеринг: если бы такое происходило в Америке сейчас, можно было бы засудить её за сексуальные домогательства.