«Служебный роман» попал на большие экраны абсолютно случайно. Изначально авторы пьесы «Сослуживцы» — Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский — не планировали экранизацию. Постановка стала популярной в театрах, приносила деньги, но стоило режиссеру взглянуть на телеверсию, как он взялся за съемки — настолько ему не понравилось увиденное по ТВ.
Чем недоволен Басилашвили?
К выбору актеров Рязанов подошел серьезно: уже во время написания сценария он представлял на экране Алису Фрейндлих, Андрея Мягкова, Лию Ахеджакову и других мастеров. Но как это часто бывает, не все шло гладко.
Олег Басилашвили, например, изначально хотел играть главного героя, а не обаятельного, но меркантильного Самохвалова — эта роль ему категорически не нравилась, но пришлось смириться.
Неприметная героиня или воплощение «Мымры»
Фрейндлих пришлось изрядно «обезобразить» себя ради роли: мешковатый коричневый костюм, огромные очки, строгий взгляд. Так на экране появилась Людмила Прокофьевна Калугина, строгая начальница, погруженная в отчеты.
Куда же без курьезов
Во время съемок происходили и казусы. Так, Басилашвили, который не умел водить машину, учился этому на ходу, чтобы в одной из сцен сесть за руль. Когда он увидел на пути неожиданно возникших девушек, вместо тормоза нажал на газ и врезался в киоск. К счастью, никто не пострадал, но в памяти съемочной группы эта сцена осталась надолго.
Саундтрек с подвохом
«У природы нет плохой погоды» стала визитной карточкой фильма, но немногие знают, что стихи к ней сочинил сам Рязанов. Желая придать словам особый оттенок, он представил их как перевод великого поэта Уильяма Блейка, и композитор Андрей Петров поверил, что вдохновение пришло из английской классики.
Реальные драмы вне экрана
Роль Шуры, председательницы месткома, сыграла Людмила Иванова. Ее персонаж был столь реалистичен, что даже в жизни сын попросил мать «не позорить» его перед одноклассниками. А Светлана Немоляева в роли Оленьки получала горы писем от женщин по всей стране — кто восхищался, а кто осуждал ее героиню.
Доносы в партком и любовные письма, которых не ждали
Образ карьериста Юрия Самохвалова, созданный Басилашвили, стал одной из ключевых ролей, хотя сам актер поначалу не любил своего персонажа. Самохвалов обаятелен и циничен, в его характере переплетаются шарм и безразличие. Его отношение к любви, как к игре, в фильме отлично проявилось в эпизоде с любовными письмами, которые он отдал секретарше Шурочке.
Однако сцена была вовсе не вымышленной: она основана на реальной истории. Руководитель одной советской киностудии, будучи женатым, оказался объектом страстных признаний маленькой, скромной женщины, и… передал ее письма в партком.
Вместо честного разговора он решил проблему хладнокровно, подставив воздыхательницу. Этот жест отражает беспощадную практичность, которой и в Самохвалове немало.
Кстати, пройдите тест на знание «Служебного романа», если уверены, что хорошо помните советскую классику. Обещаем, просто не будет.