Джорджа Лукаса можно назвать умелым «вором», который вдохновлялся кучей других фильмов и взял у них лучшие сюжетные ходы, работая над сюжетом «Звездные войны». Фанаты культовой серии фильмов знают, что сюжет первой ленты 1977 года во многом повторяет самурайскую драму Акиры Куросавы.
Сюжетными ходами «Новая надежда» Лукаса копирует «Тайный форт» (1958) Куросавы, а Дарт Вейдер напоминает японских самураев. Однако мало кто задумывается, что вдохновение для самых знаковых элементов вселенной «Звездных войн» могло прийти из гораздо менее очевидного источника — советского кино.
«Планета бурь» — забытая жемчужина, о которой помнит Лукас
В 1961 году, когда мир только начинал осознавать реальность космической гонки, в Советском Союзе выходит «Планета бурь» — фантастический фильм Павла Клушанцева, который поражает спецэффектами, продуманностью мира и уровнем постановки.
В фильме показано то, что стало основой для десятков западных научно-фантастических картин: межпланетные путешествия, таинственные планеты с агрессивной флорой и фауной, автоматизированные транспортные средства и, конечно, роботы.
Этот фильм стал настоящим феноменом: его показывали в 28 странах, а в США даже переделали под свои стандарты, вырезав все упоминания об СССР. При этом режиссеры и продюсеры из Голливуда явно вдохновились этим фильмом, ведь многие его элементы вскоре появятся в американских блокбастерах.
Как «Планета бурь» вдохновила на «Звездные войны»
Джордж Лукас никогда не скрывал, что использовал работы предшественников, но о влиянии «Планеты бурь» говорил мало. Однако несколько ключевых моментов в его саге говорят сами за себя:
-
Дроиды. В советском фильме был человекоподобный робот, который выполнял функции помощника — он умел передвигаться, анализировать данные и взаимодействовать с людьми. Идея роботов-помощников, как R2-D2 и C-3PO, во многом перекликается с этим концептом. В советском фильме робот выглядел неуклюже, как и «Си-Трипио».
-
Флипперы (вездеходы на воздушной подушке). В «Звездных войнах» фигурируют различные летающие транспортные средства, и вездеход из «Планеты бурь» явно вдохновил их дизайн. Особенно это заметно в сценах с Лэндо Калриссианом в «Возвращении джедая».
-
Визуальные приемы. Советский фильм создавался с использованием передовых технологий своего времени, включая комбинированные съемки, моделирование планетных ландшафтов и макетов космических кораблей. Это было новаторским для 1961 года, и методы, использованные Клушанцевым, позже повлияли на то, как Голливуд снимал космическую фантастику.
Советский режиссер и «Планету бурь» почти забыли
Печально, но факт: Павел Клушанцев, чей вклад в кинофантастику неоспорим, практически неизвестен в России. После распада СССР Джордж Лукас даже пытался организовать встречу с ним, но местные чиновники попросту не знали, кто это. В отличие от Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса или Ридли Скотта, Клушанцев не получил мирового признания. Но без его фильма, возможно, «Звёздные войны» выглядели бы совсем иначе.
«Планета бурь» — пример того, как талантливые идеи опережают свое время и что правильно скопировать порой лучше, чем что-то придумать с нуля. В то время как Голливуд только начинал экспериментировать с космооперами, советские кинематографисты уже создавали захватывающие фантастические миры. Теперь «Звездные войны» — это огромная и дорогая франшиза, в ДНК которой зашита работа советских фантастов.
«Гордились не понимая, в какую историю нас ввязывают»: зачем американцы в принципе покупали советские фильмы.