Сюжет первого сезона сериала «Рассказ служанки» Второй сезон сериала «Рассказ служанки» Рецензия на второй сезон сериала «Рассказ служанки»
Сюжет первого сезона сериала «Рассказ служанки»
Сериал «Рассказ служанки» по итогам 2017 года собрал множество престижных наград, среди них «Эмми» и «Золотой Глобус», а также снискал благосклонность критиков. Антиутопия, основанная на одноименном романе Маргарет Этвуд, рассказывала об ужасающих событиях, имевших место в не столь отдаленном будущем. Проблемы экологии сказались на репродуктивной функции человечества. На части территории США к власти пришли псевдорелигиозные фанатики, они основали Республику Галаад и проблему с массовым бесплодием предпочли решать весьма жесткими мерами.
Некоторые женщины, способные к зачатию, силой вырывались из семей и становились т.н. «служанками». Служанка попадала в особняк к высокопоставленному или достаточно обеспеченному лицу и подвергалась сексуальному насилию со стороны хозяина дома, пока не беременела. После родов ребенка у нее забирали и переводили женщину в другое место. С переходом в новый дом менялось и «имя» служанки. Их настоящие имена заменяли на сочетание, образованное от имени хозяина дома. От лица одной из таких служанок – Фредовой (Элизабет Мосс) – и ведется повествование в сериале. Имя, данное Фредовой при рождении, Джун, и Элизабет Мосс играет женщину, не забывшую о своей прошлой жизни, семье и друзьях.
Второй сезон сериала «Рассказ служанки»
Финальная сцена первого сезона «Рассказа служанки» практически совпадает с событиями, описанными в конце романа Маргарет Этвуд, так что второй сезон получил некоторую свободу для дальнейших действий, пусть и зависит от фрагментов, как минимум мало освещенных в первой части. Эпилог книги недвусмысленно намекает на то, что судьба Фредовой неизвестна и говорить о том, что женщина спаслась и все ее страдания остались позади, нельзя. На последних страницах произведения Этвуд дает слово историку, внимательно изучившему документ – рассказ служанки, предоставивший в его распоряжение любопытный материал о минувших днях. Он докладывает о переживаниях Фредовой несколько отстраненно, спокойно анализирует ее отношения с женой Командора и даже умудряется пошутить, стоя за кафедрой. Подобных интонаций в продолжении сериала нет, хоть создатели второго сезона фактически рассказывают историю становления Галаада и проводят экскурсию по тоталитарной Республике. Они заглядывают в дома простых смертных, показывают, что творится в колониях, куда ссылаются не поддавшиеся перевоспитаю, проникают на собрания высокопоставленных лиц, торжественные церемонии и казни.
Экскурсия эта продолжительная, и опытный экскурсовод старательно проговаривает все, что знает о месте, по которому ведет за собой экскурсантов, и о людях, чьи судьбы с ним непосредственно связаны. Флешбэки позволяют поднять завесу над прошлым большинства ключевых героев сериала, выстроить их бэкграунд, и отмахнуться от него нельзя – он часть борьбы женщин за свободу, за жизнь, за индивидуальность, усиленно стираемую в Галааде. Под одинаковыми красными одеяниями служанок и зелеными нарядами жен скрываются не однотипные манекены, по мановению волшебной палочки перечеркнувшие свое прошлое, а люди, мечтающие и ошибающиеся, любящие и познавшие, что такое предательство. Создатели второго сезона еще с большей тщательностью вырисовывают психологические портреты основных действующих лиц, чем в первой части повествования Джун. И надо признаться, их безусловно оправданная дотошность в изображении мест и судеб сказывается на ритме.
Рецензия на второй сезон сериала «Рассказ служанки»
От очевидных провисаний сериал спасает феноменальная работа актрис, способных передать изменения в настроении своих героинь так, что от них едва ли отведешь взгляд. Элизабет Мосс, Ивонн Страховски, Алексис Бледел, Самира Уайли выдерживают невыносимо сложные в эмоциональном плане сцены – расставание с ребенком, смерть близкого. «Рассказ служанки» обнажает истерзанные души героинь, им негде укрыться и спрятать свои переживания, пусть они и вынуждены демонстрировать послушание. Характеры даже не самых приятных персонажей во втором сезоне стали сложнее и объемнее. Тетка Лидия в исполнении Энн Дауд осталась злобной наставницей служанок, умело манипулирующей своими «воспитанницами». Однако ее мотивы не прочитываются на раз-два-три. Верит ли она в Галаад, или она тоже заложница ситуации, как и женщины, за которыми следит? Ведь Тетка Лидия проявляет не только расчетливость и безжалостность. В ее образе порой проступает едва ли не материнская забота и сочувствие, что только усиливает гнетущую обстановку и ощущение безвыходности и неопределенности.
Рид Морано поставила три первых серии первого сезона и задала невероятно высокую планку для коллег, впоследствии занимавших пост режиссера на съемках. Второй сезон «Рассказа служанки» скрупулезно «реконструирует» историю Галаада и переживания героинь и героев сериала, интенсифицирует противопоставление свободы и загнанности, при этом создатели продолжения работают на сохранение стилистики предшествующей части. Зритель больше узнает о Галааде и его создателях, и атмосфера этого места становится еще более удушливой и безрадостной. Агония и отчаяние уживаются в сериале с надеждой на спасение. Второй сезон хоть и сбивается с темпа, но его неспешный ход позволил расширить и без того пронзительную палитру эмоций, страхов и страданий женщин Галаада. Рассказ Джун внимателен к мельчайшим деталям, для нее он оборачивается одним из способов сохранить свой рассудок, свой голос, свою индивидуальность и не поддаться риторике ее насильников.
Елена Громова