Пока зарубежные кинокритики в один голос восхищаются мюзиклом «Эмилия Перес» о наркобароне, решившем начать жизнь с чистого листа и стать наркобаронессой, и прочат картине все «Оскары», в России еще в 1994 году сняли фильм с похожей концепцией — и, скажем прямо, он куда более глубокий.
Речь о «Серпе и молоте», режиссерском дебюте сценариста «Ассы» Сергея Ливнева, который создал картину, балансирующую между абсурдом и трагедией.
«Серп и молот» рассказывает о простой советской женщине Евдокии Кузнецовой, которая, волею случая (и эксперимента в секретных лабораториях Союза), стала простым советским рабочим Евдокимом Кузнецовым.
Его лицо печатают на плакатах, а счастливую семейную жизнь снимают в стиле советской хроники. Но может ли человек, чья судьба целиком принадлежит системе, действительно быть хозяином своей жизни?
Ливнев снял историю, в которой гротеск соседствует с социальной сатирой. Фильм одновременно напоминает булгаковские антиутопии и позднесоветские агитки, только в гротескном перевернутом виде. Здесь и запоминающиеся стилизации под хронику 30-х, и абсурдная атмосфера, и глубоко личная драма героя, который пытается понять, кем он является в этом новом мире.
На фоне этого «Серп и молот» выглядит не просто фильмом с любопытным сюжетом, а своеобразным предсказанием будущих кинематографических трендов. То, что в 90-е воспринималось как киноэксперимент, сегодня фигурирует в программе международных кинофестивалей.
Ранее мы писали: Ровно через 10 лет после «Левиафана»: Серебрякова вновь полюбили на Западе благодаря «Аноре»