Советские фильмы о Великой Отечественной до сих пор смотрят и любят. Честные, горькие, искренние, они словно пропитаны той болью, которую в лихие сороковые пришлось испытать жителям СССР. Сейчас кино режиссеров прошлого — недостижимый идеал. Но так было не всегда.
В шестидесятые к лентам о войне относились критически. Кинематографистам, которые показывали трагедию народа не так, как все, приходилось очень непросто.
Так получилось, например, с Григорием Чухраем. Его «Баллада о солдате» была для своего времени очень необычной. В ней не нашлось места батальным сценам и откровенному пафосу.
На смену показному героизму пришло отображение Великой Отечественной такой, какой ее запомнили простые люди в тылу и на передовой. Алеша Скворцов, получивший отпуск вместо ордена, подбил немецкие танки с испугу — и напомнил зрителям о том, что не все подвиги совершались осознанно.
Военнослужащие на Чухрая крепко обиделись. На первом просмотре в «Мосфильме» режиссера обвиняли в том, что он опозорил своей работой Советскую Армию.
Картину требовали положить на полку. Однако ее все же выпустили в прокат, и из провинции, от обычных мужчин и женщин, которых и показал режиссер, хлынули благодарственные письма. Во многом благодаря этому «Баллада о солдате» получила Ленинскую премию и путевку на Каннский фестиваль.