Это сейчас кажется, что Наталья Варлей была рождена, чтобы сыграть панночку в «Вие». Но роль в советском ужастике предназначалась для другой актрисы. Все изменил один звонок.
Изначально в ленте снималась Александра Завьялова — та самая из фильмов «Тени исчезают в полдень» и «Алешкина любовь». Константин Ершов и Георгий Кропачев успели снять с артисткой большинство сцен, когда им позвонил Иван Пырьев, руководитель «Мосфильма». Он потребовал убрать Завьялову из «Вия». И дело было явно не в том, что она плохо справлялась.
Есть как минимум две версии, почему так случилось. Во-первых, за несколько лет до съемок в ужастике актриса была замечена в связи с американским шпионом. С тех пор она была под пристальным вниманием КГБ. В любой момент «Вий» мог оказаться на полке из-за артистки с сомнительной репутации. По крайней мере, этого вполне мог бояться Пырьев.
Во-вторых, на тот момент избранником знаменитости был режиссер Резо Эсадзе. Ему якобы не нравилось, что Завьялова снимается не только в его фильме, но и еще в одной ленте. Он, согласно этой версии, сделал все, чтобы актрису убрали из «Вия».
Завьялова лишилась важной роли, но некоторые сцены с ее участием так и остались в финальной версии ленты.