Георгий Данелия был великолепным режиссером, умным и тонким. В его фильмах много оригинальных сцен, наполненных скрытым смыслом. Это и сыграло с кинематографистом злую шутку.
В картине «Афоня» есть эпизод, который зрители и критики считают самым глубоким. Он действительно наполнен символизмом и глубокой образностью. Вот только в сценарии его не было.
В момент, когда Афоня просыпается в комнате Кати, за окном начинает светать. Борщов спрашивает девушку, пойдет ли та за него замуж. По задумке, в этот миг камера должна была переключиться на улицу — и снять молодоженов, которые возвращаются со свадьбы.
Платье невесты случайно забыли в Москве. Чтобы не упустить время, решили запечатлеть лошадь, которая тащила телегу с бочкой. Впоследствии эпизод сочли наиболее эффектным во всей картине.
«Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — восхищалась она после просмотра на "Мосфильме". — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул», — признавался Данелия в книге «Безбилетный пассажир».