Некоторые зрители видят в фильме «Левиафан» лживое олицетворение российской безысходности, где власть поглощает личность, а правосудие становится символом насилия. И действительно, не зная контекст, может показаться, что сюжет фильма выдумывает факты о политической и социальной деградации в российской глубинке, но это совсем не так.
10 лет назад картина получила «Золотой глобус», и не лишним будет вспомнить, что на самом деле история Николая Сергеева и мэра Шелевятова, похожая на трагическую драму, была вдохновлена вовсе не российской реальностью. История, заложенная в основу «Левиафана», берет свои корни в трагичном инциденте, произошедшем в США.
Гранд-Лейк: тихая американская провинция, ставшая ареной трагедии
Гранд-Лейк — это маленький городок в Колорадо, где разразилась настоящая война с властями, в центре которой оказался один человек, решивший отомстить за потерю своей собственности.
Но до того, как мы углубимся в детали, представьте себе картину: спокойная американская глубинка, на первый взгляд, ничем не отличающаяся от тысяч других подобных городков. Но под поверхностью скрывается жестокая, леденящая кровь история, похожая на сценарий самого мрачного фильма.
Марвин Химейер: человек, решивший бороться с системой
Речь идет о Марвине Химейере — ветеране Вьетнамской войны, который, оказавшись в глубокой провинции, столкнулся с жестокой борьбой за свою землю. Стремление крупного бизнеса и власти за бесценок отобрать у него участок, на котором стояла его автомастерская, погрузило мужчину в бездну отчаяния.
Но, как это часто бывает в трагедиях, обычная жизнь превращается в кошмар. После серии конфликтов с местными властями и многократных попыток давления на Химейера, он решает действовать по-своему.
«Киллдозер»: подготовка к мести
4 июня 2004 года Марвин выходит из своей мастерской на бронированном бульдозере, превращенном им в настоящую машину разрушения, и начинает мстить. Это был момент, когда несправедливость, оказавшаяся невыносимой, разрушила все человеческие барьеры.
В несколько часов Химейер разрушает более десятка зданий, среди которых оказались дома местных бизнесменов, судьи и чиновников, кто был причастен к его трагедии. И что удивительно — ни один человек не пострадал.
Единственным жертвой стал сам Химейер, который после того, как его бронированная машина была выведена из строя, покончил с собой.
Необратимые последствия для города и его жителей
Ситуация, где маленький человек становится жертвой системной несправедливости, потрясает своей масштабностью и трагизмом. Как и в фильме «Левиафан», где мэр, а по сути — властитель этого мира, безжалостно уничтожает судьбы людей, чтобы продлить свое правление.
В обоих случаях, несмотря на попытки добиться справедливости, каждый из этих людей оказывается в ловушке, не способной дать выход их страданиям.
Американская реальность или российский мрак?
Так вот, мрачная реальность фильма, его сцены отчаяния, борьбы с системами власти — все это, оказывается, основано не на мифической русской действительности, а на реальной истории из американской глубинки.
Страна, где якобы царит демократия и свобода, оказалась не менее жестокой и безжалостной, чем тот образ России, который предлагает Звягинцев. И кто бы мог подумать, что за всей этой трагедией стоит лишь один человек, готовый идти до конца, чтобы добиться справедливости.
Ранее мы писали: Совсем не детский мультик: капитан Врунгель совершил тысячу и одно преступление, но зрители не заметили