За эпатажем Сергея Соседова, который зрители привыкли видеть с телеэкранов его шоу, скрывается человек с очень тонкой и ранимой душой. Когда бьют куранты, в жизни именитого музыкального критика нет места «пуху и перьям», а лишь теплым семейным новогодним традициям.
В небольшом интервью шоумен рассказал порталу «Киноафиша», о том, почему он против искусственных елок, вспомнил о кошмарном Новом году в Европе, а также назвал главное блюдо на своем праздничном столе. Спойлер: им оказался вовсе не холодец.
«Искусственная елка — это мертвечина»
Подготовка к Новому году — это всегда ожидание праздника. Какие традиции вы считаете главными в эти дни?
Главная традиция — это живая елка. Живая, не искусственная. Мы ее покупаем, как правило, 29-го или 30-го декабря, а ставим уже 31-го. У нас в семье всегда так было: 31 декабря — это “рабочий” день.
Нужно и елку поставить, и приготовить праздничный стол. Это такой сумасшедший день. Иногда бывает, что я елку ставлю вечером 30-го, но все равно украшать начинаем только 31-го.
А почему вы так принципиально против искусственных елок?
Искусственная елка — это мертвечина. Она, конечно, уместна в офисе или где-то на работе. Ее можно хоть в ноябре ставить для настроения. Но дома — это другое. Дома елка должна быть живая, чтобы она символизировала настоящий праздник.
Я, честно, не понимаю людей, которые ставят елку рано в декабре. У них Новый год еще не наступил, а праздник уже закончился. 1 января елка уже осыпалась, ее выбрасывают. Это вообще неправильно.
Вы как-то продлеваете жизнь елке?
Мы правильно ухаживаем за ней, поэтому она у нас может стоять до февраля. Каждый день я развожу раствор и подливаю по литру воды. Елка в первые дни пьет по литру в сутки, потом меньше — по пол-литра.
А когда она совсем перестает пить, значит, уже начинает осыпаться. Тогда ее можно разбирать. Но до этого она радует нас весь январь, иногда до середины февраля.
«Если вы не откроете форточку, я уйду!»
Что насчет украшения хвойной красавицы?
Украшаем елку только 31-го. У нас много игрушек старых, особенно немецких, из ГДР. В советское время они были большой редкостью, за ними гонялись. Они и сейчас красивые, хотя многие уже поблекли: где-то блестки осыпались, где-то краска потускнела. Но все равно это самые красивые игрушки, которые я видел. Сегодня делают тоже неплохие, но все-таки это не то.
А как в доме создается атмосфера праздника?
У нас всегда много воздуха. Мы не любим духоту, никогда ее не переносили. Я иногда прихожу в гости и говорю: «Если вы не откроете форточку, я уйду». Люди не понимают, что заболевают не от сквозняков, а от плохого воздуха, где бактерии и вирусы.
Вот у нас дома всегда свежо, потому что мы проветриваем. Когда я был ребенком, к нам в гости приходили соседи и говорили: «Как у вас много воздуха!» И это до сих пор так.
Елка у нас стоит в центре комнаты, перед балконом. Мы всегда ставим ее там, потому что место удобное и проветривать проще.
«Мы попали под газовую атаку»
Случались у вас курьезы во время празднования?
Были годы, когда мы едва успевали открыть шампанское к курантам. Помню, в один год я начал открывать бутылку за пять минут до полуночи, но пробка никак не поддавалась. А куранты уже бьют, все в напряжении, а я пытаюсь открыть эту пробку.
Это не пластиковая, а пробковая пробка, которая иногда выходит легко, а иногда хоть ты сдохни — не вынимается! В итоге, конечно, справились, но только в самый последний момент. И вот в этом вся прелесть праздника — в этих мелких неурядицах, в этой беготне.
За рубежом приходилось встречать Новый год когда-нибудь?
Очень редко я отмечал его вне дома, и, как правило, такие праздники были неинтересными. Вот однажды я встречал Новый год в Париже — это было просто ужасно. В новогоднюю ночь мы попали под газовую атаку на улице Champs-Elysees.
Какой ужас…
Это было впервые, когда я испытал на себе действие слезоточивого газа. Эти сумасшедшие били витрины, и вся улица наполнилась этим ужасным запахом. Париж — грязный город, совершенно не тот, который описывали наши эмигранты. Следа нет даже от «того» Парижа».
Никакой колбасы в оливье!
А праздничный стол? Какие блюда обязательны на ваш Новый год?
Мы всегда готовим все сами. Когда-то делали холодец, но уже несколько лет перестали. Слишком это трудоемко. Холодец — это целая работа. Варить 5-6 часов, потом разбирать.
Это требует сил, которых уже не хватает.
Но, например, рыбу под маринадом мы делаем всегда. Это блюдо из сталинского издания «Книги о вкусной и здоровой пище». Там все просто: обжаренная рыба, а главное — маринад.
Что ж там за хитрый маринад такой?
В нем много моркови, лука, уксус, сахар, томатная паста. Рыба обжаривается, потом слоями заливается этим маринадом и ставится в холодильник. Она пропитывается, становится невероятно вкусной. Это блюдо может храниться неделю. Ешь и радуешься.
Оливье у нас тоже традиционный, но только с курицей или мясом. Никакой колбасы! Это совсем не то. Из горячего — утка. Утку можно запечь с яблоками или потушить в красном вине. Гуся тоже пробовали, но он жестче. Утка вкуснее, но с ней хлопот больше.
А как проходит сам вечер?
Новогодняя ночь пролетает быстро. Мы сидим за столом, разговариваем, иногда звонят родственники, друзья. Телевизор включен, но больше для фона. А потом праздник продолжается уже в январе. Елка горит огоньками, можно зажечь свечи, посмотреть старые фильмы. Уютно, спокойно. Вот это и есть настоящий Новый год.
«Ирония судьбы» — камертон праздника
Раз уж заговорили о новогодних фильмах, назовете любимые? Наверняка «Ирония судьбы» в списке на первых местах?
Он обязательно включается 31-го, создает настроение праздника. Не то, чтобы мы тупо его смотрели — нет, он идет фоном. Но он словно запускает часы до Нового года, задает финальный отсчет. Когда фильм начинается, начинается и подготовка: уборка, елка, готовка — все это в процессе.
И вот, понимаете, в этом его прелесть: он длинный, и под него создается это настроение. Его финал или последняя треть обычно уже совсем идут фоном, потому что ты занят, спешишь доделать дела.
А сам фильм словно аккомпанирует этому бегу — как камертон праздника.
А что насчет других фильмов?
Их показывают не для того, чтобы мы их специально смотрели, а чтобы они создавали атмосферу дома. Для меня Новый год — это домашний праздник. А эти фильмы — атмосфера.
«Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Чародеи» — все они задают правильный тон. Даже фильмы, которые, казалось бы, не совсем праздничные, например «Гараж», подходят. Это ведь великое кино, снятое с душой и с великими актерами».