«Джокер: Безумие на двоих» вышел в «цифре» спустя месяц после премьеры, и те, кто после разгромных рецензий не рискнули тратить деньги на поход в кино, могут посмотреть сиквел абсолютно бесплатно. И как минимум ради финала фильму действительно стоит дать шанс.
Концовка, при всей ее неоднозначности, приоткрывает завесу над настоящим происхождением Джокера в этой мрачной интерпретации вселенной DC.
Опасная романтика
Ближе к третьему акту фильма любовная связь Артура Флека и героини Леди Гаги принимает опасный оборот. Ли, зажигая восстание в Готэме, способствует беспорядкам, но, услышав в суде, что Артур отказывается от своего альтер-эго и признаёт себя обычным человеком, теряет к нему интерес.
Этот шаг ломает их связь, подчеркивая: даже для неё Джокер должен оставаться воплощением насилия и безумия, а не реальной личностью. Фильм намекает, что истинный Джокер — это образ, идея, а не один человек.
Джокер против Джокера
Финал картины же очень… ломающий. Артур возвращается в Аркхэм, где за ним следует таинственный сокамерник. На этот раз он появляется с неожиданной просьбой — рассказать ему шутку.
Не дослушав анекдот, второстепенный персонаж смертельно ранит Артура и издевается над его агонией. Заканчивается сцена тем, что этот загадочный персонаж уродует себя, вырезая на лице зловещую улыбку — Флек-то лишь рисовал ее при помощи грима.
Этот твист раскрывает важную мысль: Артур, никогда не был настоящим «Клоуном-принцем преступного мира». Главный герой стал своего рода «мостом» для появления подлинного Джокера, чье безумие куда глубже, чем могли подумать зрители.
Ради чего все это было?
Финальный поворот подчеркивает: Артур Флек — это и не начало, и не конец истории Джокера. Он скорее иллюстрация идеи, что в мире всегда найдется тот, кто способен взять на себя роль настоящего воплощения хаоса.
Тодд Филлипс призывает зрителей задуматься о том, каким образом мы обожествляем или романтизируем людей с крайне деструктивными и опасными наклонностями. И в этом контексте не так уж и важно, делают он это в мюзикле или в экзистенциальной драме.
Словом, «Безумие на двоих» закрывает франшизу «Джокера». Хоакин Феникс стал богаче на несколько десятков миллионов долларов (но Джек Николсон за ту же роль все равно заработал больше), а фанаты комиксов получили необычный ориджин для одного из самых популярных антагонистов DC. Никто не ушел обиженным.