1972 год был назван в Японии годом ее имени. В нее была влюблена вся мужская половина страны. Но, поднявшись на вершину славы, Людмила Савельева заплатила за это непомерно высокую цену.
Роль, ставшая судьбоносной
Актриса была ребенком блокады, родившись в январе 1942 года в Северной столице. Тяжелые первые годы жизни, вероятно, и придали облику Савельевой ту хрупкость, благодаря которой в мировом кинематографе и появился лучший образ Наташи Ростовой.
Становиться звездой экрана Савельева не планировала. Еще с 11 лет Людмила серьезно занималась балетом. После школы она поступила в хореографическое училище Ленинграда, по окончании которого, в 1962 году, стала балериной нынешней «Мариинки». У Савельевой были все данные, чтобы стать примой родного театра. Но появление в киноверсии балета «Спящая красавица», где ее заметила помощница Сергея Бондарчука, предопределило дальнейшее будущее Людмилы.
Исполнительницу роли Наташи режиссер искал долго. Рассматривались Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Людмила Гурченко. Но Бондарчук после нескольких проб все же утвердил Савельеву, хотя первоначально и не был уверен, что поступил правильно.
Савельевой пришлось буквально разрываться между съемками и выступлениями в Мариинском театре. Когда Людмила, не выдержав напряженного графика, однажды упала в обморок, пришлось выбирать: балет или кино. Выбор был сделан в пользу последнего, о чем актриса никогда не жалела.
Эпопея Бондарчука вызвала фурор не только среди советских зрителей. Фильмом восхищались во всем мире. Картина собрала целый букет престижных наград («Оскар», «Золотой глобус», призы кинофестивалей в Праге и Сорренто и др.). А Савельева стала настоящей звездой.
Подняв актрису на вершину славы, кинообраз Наташа Ростовой в то же время превратил Людмилу в заложницу этой роли. Играть что-то менее значимое Савельева не хотела, а режиссеры предлагали только роли романтичных красавиц.
После съемок у Бондарчука актриса замечательно сыграла Серафиму Корзухину в «Беге» Алова и Наумова, Нину заречную в «Чайке» Юлия Карасика. Ее пригласил в «Подсолнухи» итальянский режиссер Витторио Де Сика. Успешной была и роль во «Всаднике без головы» Вайнштока. Были съемки и в других кинолентах. Но роли, соизмеримой с Наташей, больше не было.
Участие в «Войне и мире» повлияло не только на карьеру Савельевой. По сути, роль Наташи определила и ее личную жизнь. Ведь именно во время съемок киноэпопеи Людмила встретила своего первого и единственного мужа Александра Збруева.
Семейное счастье, измена супруга, трагедия дочери
Савельева полюбила Збруева заочно, увидев его в «Моем младшем брате». Во время работы Людмилы у Бондарчука Александр снимался на «Мосфильме» в картине «Чистые пруды». Познакомились актеры в столовой киностудии. Збруев начал ухаживать за Людмилой. В 1967-м они стали мужем и женой. В том же году у пары родилась дочь Наталья.
Семейная жизнь Савельевой и Збруева была счастливой. Но ровно до того момента, когда стало известно, что Александр встречается с Еленой Шаниной, от которой в 1993 году у актера родилась дочка Татьяна. Збруев больше не скрывал внебрачную связь, помогал Тане и ее матери, да и вообще, по словам его первой супруги Валентины Малявиной, жил на два дома.
Савельева измену перенесла мужественно. Ради Натальи супруги договорились не разводиться. Ведь к тому времени их общая дочь уже долгое время страдала от серьезного психического расстройства: Наташа так и не смогла справиться психологической травмой после неудачной первой любви.
Измена отца усугубила ее состояние. Негативно она отнеслась и к прощению его матерью.
О дочери Збруева и Савельевой известно немного. Она целиком ушла в религию, живет с родителями. Периодически у нее бывают приступы. Так, например, в 2005 году она устроила пожар в квартире, но, к счастью, никто не пострадал. По некоторой информации, Наталья в 2012 году лечилась в одной из московских психиатрических клиник. Сейчас живет с отцом и матерью.
А сама Людмила Савельева последний раз появилась на экранах в 2009 году в сериале «Анна Каренина». Известно также, что она, как и дочь, очень религиозна, на публике почти не появляется. Свой уход из кинематографа актриса объясняет отсутствием подходящих для нее предложений. Хотя до сих пор не исключает возможности того, что снимется снова, если для нее напишут хороший сценарий.