Комедия Константина Воинова «Дача» (1973) могла бы войти в золотой фонд советского кино — если бы не критика «сверху». Режиссёр собрал потрясающий ансамбль из звёзд первой величины: Лидия Смирнова, Олег Табаков, Анатолий Папанов, Людмила Гурченко, Евгений Евстигнеев, Людмила Шагалова и это далеко не весь список.
Редкий случай, когда в одном фильме встретились почти все любимцы зрителей. Но после выхода картина попала под огонь критики. Сильнее прочих от одной из актрис досталось Сергею Михалкову, который дал ленте сугубо негативную оценку.
Скандал с Михалковым

В газетной статье отец культового режиссера обвинил фильм в «мелкотемье» и «безыдейности» — и это стало фактически приговором. Позже выяснилось, что Михалков даже не смотрел ленту, а просто подписал материал «по просьбе». Главная актриса фильма, Лидия Смирнова, в личном разговоре высказала ему недовольство и поделилась диалогом с общественность.
Сперва Смирнова позвонила Михалкову и позвала посмотреть с ней новинку. Тот охотно согласился, запамятовав, что уже рецензировал ее.
«— Так, значит, ты не видел "Дачу"? — Нет, не видел. — Не видел? Ах, ты, сволочь!!! — Это было самое ласковое слово. Из меня, как из извергающегося вулкана, хлынула брань. — Да подожди ты, меня просили подписать, — говорит он, — я и подписал. Мне‑то что?»
Успех «Дачи»

Тем не менее, в прокате «Дача» собрала почти 19 миллионов зрителей. Но оказалась в тени другого хита того же года — «Иван Васильевич меняет профессию». Комедия Гайдая смотрелась живее, современнее и с течением времени не утратила популярности. Сегодня рейтинг «Ивана Васильевича» на КиноПоиске — 8,8, а у «Дачи» — всего 6,8.
Сейчас «Дача» воспринимается как немного архаичная, но по-прежнему очень тёплая и добрая комедия с невероятной актёрской химией. Это кино, где главное не сюжет, а атмосфера. И за неё фильм всё-таки стоит вспомнить — несмотря на то, как с ним обошлись когда-то.
«И это — наши деньги»: Никита Михалков разнес до основания нашумевший военный фильм — россияне поставили ему 7,9. «Почему я согласился?»: «Белое солнце пустыни» мог снять другой режиссер — до Мотыля очередь дошла в последний момент.