Новая экранизация романа Михаила Булгакова от режиссера Михаила Локшина вызвала бурные споры среди зрителей и критиков. Это в очередной раз доказывает, сколь сильно русский народ любит классику и готов с пеной у рта спорить о том, какие смыслы закладывал в историю читатель.
И хотя визуальный стиль фильма действительно впечатляет, главная особенность этой версии оказалась не так уж широко обсуждаема. В отличие от оригинала, где мистическая чертовщина проникает в реальный мир, в фильме Локшина все происходит исключительно в голове Мастера, что отметили в комментариях к этой новости.
Депрессивная интерпретация
В лента 2025 года Мастер, находясь в тюрьме и психиатрической лечебнице, начинает бредить и видит себя со стороны, представляя героем собственного романа. Нет в ленте и реального полета Маргариты на метле — она лишь беспробудно пьет вино и читает роман любимого, представляя себе сказочные сцены.
Воланд и его свита превращаются в символы внутренней борьбы, что делает фильм гораздо более тягостным и мрачным, такой сатиры в сериале 2005 года не было и в помине.
Почему это важно?
Такой подход Локшина кардинально меняет восприятие истории, делает ее не менее мрачной и пугающей. Вместо мистического столкновения с дьявольским, фильм фокусируется на душевной изоляции и страданиях главных героев.
Этот выбор делает фильм сложным для восприятия, лишая его легкости и игровой природы булгаковского оригинала. Для многих зрителей это решение показалось слишком депрессивным, хоть и эстетически выверенным.
А что насчет сериала?
В отличие от фильма, сериал Владимира Бортко остается верным тексту Булгакова и во многом гротескным. Здесь мистические события происходят буквально: Воланд разгуливает по Москве, Маргарита летает на метле, а кот Бегемот починяет примус в самом деле.
Именно за это сериал снискал любовь публики — точное следование роману добавило ему легкости и очарования, а уж свита Воланда запала зрителям в самое сердце. От себя отметим: хотелось, чтобы все экранизации классики так четко передавали оригинал.
По итогу отметим, что Локшин предлагает мрачную интерпретацию Булгакова, фокусируясь на внутренних демонах Мастера и Маргариты. Это смелый и визуально привлекательный подход, но его эмоциональная тяжесть оставляет зрителя с чувством удушающей депрессии. Сериал Бортко, напротив, верен тексту и сохраняет магию оригинала.