Культовый фильм Георгия Данелии «Афоня» (1975) покорил сердца миллионов зрителей, стал лидером кинопроката и до сих пор остается актуальным. Однако немногие знают, что финал картины мог быть совершенно другим.
Во время работы над фильмом Данелия и сценаристы Александр Бородянский и Валентин Черных создали три разные концовки, причем каждая из них по-своему отражала судьбу Афони и его внутреннюю трансформацию.
Полный мрак
Изначально сценарий завершался весьма пессимистично. Афоня покупал билет на случайный рейс в провинциальном аэропорту, ложился на траву в ожидании самолета. К нему подходил милиционер и просил документы.
Паспорт с фото юного, беззаботного парня резко контрастировал с усталым, опустошенным мужчиной перед зрителями. На этом история обрывалась, оставляя героя в одиночестве и раздумьях о собственной жизни.
Данелия откровенно признавался, что такой финал ему не нравился. Он хотел чего-то более светлого, пусть даже эта светлая нотка была бы лишь иллюзией.
Иллюзия хэппи-энда
Во время съемок Данелия предложил иной вариант — Афоня видит во сне Катю. Она подходит к нему в аэропорту, нежно улыбается и говорит:
«Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы».
Афоня открывает глаза — Кати нет, перед ним все тот же милиционер. Эта концовка сочетала грусть и надежду, показывая, как герой в глубине души тоскует по теплоте и искренним чувствам.
Но режиссер все равно чувствовал, что чего-то не хватает.
Настоящий хэппи-энд
Евгения Симонова, исполнившая роль Кати, так органично вписалась в фильм, что Данелия решил переснять финал. В окончательной версии Катя находит Афоню в аэропорту. Их встреча полна трогательной простоты, которая завершает картину на оптимистичной ноте.
«Когда Женя прилетела в Ярославль, я понял, что ее героиня должна появиться в финале, — рассказывал Данелия. — Мы пробовали разные варианты: Катя с цветочком, Катя медленно плывет по траве... Но все оказалось проще: она просто идет к Афоне».
Именно этот финал мы видим на экранах почти полвека. Он подарил зрителям чувство надежды, добавил человечности в образ героя и сделал «Афоню» великим кино.
А ранее мы в честь 25-летия со дня премьеры писали, что осталось за кадром «Зеленой мили».