Пусть фильм «Любовь и голуби» и снят в комедийном жанре, в нем, как и во многих других советских фильмах, можно почерпнуть немало и дискуссионных тем, и поучительных моментов. Психолог Анна Завгороднева в комментарии редакции «Киноафиша.инфо» отметила, что сюжетная линия Нины, Василия и Раисы Захаровны – практически готовое пособие по тому, как нужно действовать, если муж действительно решился на измену, и как возвращать его в семью.
Почему я говорю, что этот фильм – инструкция: потому что Нина повела себя идеально – ну или приближенно к идеалу в ситуации измены мужа.
Во-первых, она проявила эмоции. Она их проявила комедийно, поскольку фильм – комедия, но она их проявила. То есть она не подавляла эмоции, не виноватила себя, не посыпала голову пеплом, не причитала «что же я сделала не так». В тот момент, когда она была зла – она злилась. В тот момент, когда она увидела соперницу – она проявила агрессию на соперницу.
Бурный выплеск эмоций заканчивается спадом. Мы видим пиковое состояние – и дальше ровно на такой же градус состояние уходит в минус. У любого человека так, это эмоциональные качели, которые работают абсолютно как синусоида в математике. И, соответственно, Нина «рухнула» эмоционально – заболела. С одной стороны это, конечно, компенсаторная история по привлечению к себе внимания, потому что в тот момент удар по самооценке у Нины был колоссальный. С другой стороны, это момент когда она лежит и занимается собой, своими чувствами, она их проживает и заодно отдыхает. То есть что Нина делает, если мы схематично возьмем: проживает эмоцию, отдыхает и дистанцируется от мужа.
Она же выгнала Василия, ей сложно одной – да, есть взрослый сын, но хозяйство рассчитано на двух взрослых мужиков. Нине неприятно это все, но видеть Василия она тоже не может.
То есть нет вот этого гордого «Я ради семьи не буду его выгонять» или «не буду демонстрировать, что я обижена, я слишком горда для этого, я сейчас возьму, эмоции загоню куда подальше и покажу, какая я сильная и смелая, и пусть смотрит и думает, что он потерял» – а мужик смотрит и думает: «да ей фиолетово вообще, я тут из семьи чуть не ушел, а она никак не реагирует».
Нина явно проявляет свои эмоции и выгоняет мужа из дома. Решил сходить налево – вот и иди туда, откуда пришел, иди и там сам разберись с тем, что тебе надо. В итоге эти разборки с тем, что надо Василию, приводят его к тому, что он ночует в домике на причале.
Вот что делает Нина: во-первых, она выразила свои эмоции, во-вторых, она отдохнула. В-третьих – дистанцировалась, в-четвертых – проанализировала ситуацию и подумала: «Чего я хочу? Хочу ли я этого человека в своей жизни лишиться? Или я хочу с этим человеком семью продолжать?». Нина хочет сохранить семью. Василий метался-метался, в итоге выбрал дом, и вот он на этой лодочной станции сидит и ждет, когда Нина примет решение. Он выразил свою позицию: пустишь домой – приду. То есть муж определился, осталось определиться жене. И она определяется.
И что же они делают? Они возвращаются в тот момент, когда только начали выстраиваться их отношения – много лет назад. Они не идут в точку «почему ты, негодяй этакий, запал на Раису Захаровну», они не идут в точку «а почему ты превратилась из яркой женщины в не пойми что» – они идут в точку вот этого момента привлекательности. Нина заново соблазняет мужа, а он и рад соблазниться. И мы имеем положительный в итоге финал, где Нина беременеет и семья восстанавливается. Все счастливы, все вернулись в состояние сплоченной семьи, все вернулись в состояние радости от общения друг с другом, наслаждаются жизнью – и это хороший финал.