О фильме «Офелия» Современная Офелия Рецензия на фильм «Офелия»
О фильме «Офелия»
Как-то странно пересказывать сюжет шекспировской трагедии, перипетии которой и так у всех на слуху. Стоит только посмотреть на название фильма Клер МакКарти, уже становится понятно, какие события в ней должны появиться на экране и с чьей точки зрения они будут переданы. Тем не менее «Офелия» австралийского режиссера не просто кинематографическая переработка известной пьесы ‒ в основе фильма лежит книга Лисы Кляйн, название которой совпадает с названием киноленты МакКарти. Иными словами, знакомый сюжет в новой перспективе добрался до широких экранов и фестивальной публики, будучи уже переосмысленным и переписанным на бумаге. Правда, «Офелия» Клер МакКарти не первая попытка трансформации «Трагической истории о Гамлете, принце датском». Если уж на то пошло, шекспировский герой становился и персонажем одной из серий «Симпсонов». Так что очередное прочтение пьесы с добавлением эпизодов, которых не было в оригинале, не должно вызывать у зрителя удивления.
Современная Офелия
В киноверсии Клер МаКарти очевидно силен феминистский посыл. Офелию не назовешь жертвой обстоятельств, вряд ли кто отыщет в этой строптивой рыжеволосой красавице хоть малую толику слабости. Возлюбленная Гамлета в исполнении Дэйзи Ридли явно знает себе цену и не готова смиряться с оскорблениями и тем, что кто-то другой выбирает за нее, с кем ей сочетаться узами брака. Ко всему прочему Клер МакКарти без устали подчеркивает, что героиня ее фильма – личность самодостаточная и образованная, раз за разом обращая внимание на то, что выделиться из толпы других девушек, окружающих королеву, та смогла только благодаря умению читать и своим обширным познаниям. В общем из героини Дэйзи Ридли всеми силами делается образцово показательный «пример для подражания для маленьких девочек». И чем она смелей, отважней и умней, тем лучше. Т.е. в принципе правильные вещи в фильме показываются настолько настырно, что своенравная правильность Офелии стоит в пяти шагах от того, чтобы вызвать даже у самого лояльного зрителя раздражение.
Противопоставляется Офелии королева Гертруда (Наоми Уоттс), зацикленная на собственной внешности и с хладнокровием идущая на все, лишь бы продлить молодость. Кроме пунктика по поводу внешности, Гертруда еще виновна и в том, что слишком легко повелась на обольщения деверя и быстро забыла об умершем муже. Тем не менее исключительно негативных черт в образе королевы нет. Она остается любящей матерью и мало-мальски способной к состраданию сестрой (не удивляйтесь, там еще и ведьма есть). По крайней мере, в ее образе проскальзывают узнаваемые человеческие слабости, делающие ее более многогранным и интересным персонажем, чем главная героиня фильма.
Рецензия на фильм «Офелия»
В целом «Офелия» напоминает фантастический подростковый кинопроект, сделанный в антураже осовремененного средневековья. Ждать нюансированной проработки взаимоотношений Офелии и Гамлета в фильме Клер МакКарти не приходится. Она слишком занята визуализацией лозунгов о том, что не дорогие побрякушки даруют девушке уважение других людей, а ее живой ум и сильный характер. «Офелия» не тот фильм, который с трепетом и прерывистым дыханием задает сложные вопросы. Здесь нет психологического напряжения, нет драмы, но при явном избытке наивных ходов, ожидаемых заранее решений и поверхностном рассмотрении, откровенно говоря, весьма болезненных проблем картина хотя бы не кажется излишне пафосной. Как необязывающий эксперимент работа Клер МакКарти вполне интересна, пусть даже новый финал старой истории легко предсказать, не дожидаясь последних минут перед финальными титрами.
«Офелию» смотрела Елена Громова