Персонажи Владимира Высоцкого и Владимира Конкина из «Место встречи изменить нельзя» стали культовыми, а их диалоги разобрали на цитаты. Но одна из фраз Жеглова, адресованная Шарапову, вызывает у зрителей множество споров. Речь о словах: «Твой номер 16. Помалкивай себе в трубочку, ясно?»
Что же значит этот загадочный «номер 16»? Рассмотрим несколько популярных версий, которые предлагают поклонники фильма в Сети.
Футбольная версия
Некоторые считают, что фраза связана с футболом: в советских командах под номером 16 значился запасной игрок. По аналогии Жеглов мог намекать, что Шарапов в их расследовании играет второстепенную роль, находясь «в резерве». Однако персонажи фильма не имеют отношения к спорту и это предположение у многих вызывает недоверие.
Историческая и библейская версии
Есть мнение, что «номер 16» связан с Табелью о рангах, принятой Петром I, где 16-й класс был самым низшим. Также упоминают религиозный контекст, связанный с апостолами и их последователями. Но и эти версии сложно увязать с прямолинейным и практичным характером Жеглова.
Версия из бильярдного зала
Еще одна теория связана с увлечением Жеглова бильярдом. В русском бильярде используется 16 шаров, из которых желтый или бордовый шар (биток) носит символический «16-й номер». Биток инструмент для удара, но сам в игре роли не играет, его задача — работать на другие шары.
Таким образом, Жеглов мог иметь в виду, что Шарапов — «биток»: важный элемент команды, но до поры не участвующий в активных действиях. Это перекликается с характером их отношений в начале фильма, где Шарапов был скорее учеником, а Жеглов — наставником.
Цитата из другого фильма
Некоторые зрители предполагают, что фраза могла быть цитатой из довоенного фильма «Выборгская сторона» (1938): «Ваш номер шестнадцатый, вас вызовут». Жеглов, как любитель импровизаций, вполне мог заимствовать ее для своего колоритного высказывания.
Скорее всего, загадочный «номер 16» — это одновременно и метафора, подчеркивающая второстепенную роль Шарапова на начальном этапе расследования, и импровизация Жеглова (а может и самого Высоцкого), полная иронии и символизмом. И как это часто бывает в великих фильмах, каждое слово Высоцкого оставляет зрителям пространство для размышлений.