Одним из запоминающихся фильмов с Юрием Яковлевым стал «Иван Васильевич меняет профессию». Перед любимцем публики стояла сложная задача: сыграть сразу две разноплановые роли. Он предстал на экране в образе управдома Бунши, который не отличался смелостью и умом. В то же время артист сумел показать зрителям жестокого и властного царя Ивана Грозного. Судя по рейтингам комедии и хвалебным речам критиков, Яковлеву блистательно удалось справиться со своей работой.
Однако были и другие представители советского кинематографа, которые сделали то же самое, что и их коллега в картине Леонида Гайдая. Вспомним актеров, которым также удалось сыграть сразу двух персонажей в одном фильме.
Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Первым, кто приходит на ум, это Евгений Леонов в комедии «Джентльмены удачи». В этой киноленте он исполнил сразу две противоположные роли – доброго и порядочного заведующего детским садом Евгения Трошкина, а также свирепого и беспощадного вора-рецидивиста Доцента. Артист так правдоподобно сыграл того и другого, что создается впечатление, как будто это на самом деле два разных человека.
И не только грим оказал огромное влияние: у Трошкина и Доцента отличались мимика, манера речи, походка. Во время съемок Леонов провел колоссальную внутреннюю работу, чтобы подчеркнуть разноплановость своих героев.
Кадры из фильма «Джентльмены удачи» (1971)
Нельзя не вспомнить и Олега Даля в экранизации сказочной пьесы Евгения Шварца «Тень». Артист предстал перед зрителями в образах двух совершенно разных людей – добродушного и высоконравственного ученого Христиана-Теодора и его собственной циничной и расчетливой тени. И снова можно увидеть пример блестящего перевоплощения.
Кадры из фильма «Тень» (1971)
Любови Орловой также посчастливилось появиться в одном фильме сразу в двух амплуа. Она великолепно сыграла две главные роли в картине «Весна». Молодая артистка оперетты Вера Шатрова в ее исполнении живая, веселая и чуть легкомысленная особа. А вот ученая Ирина Никитина, напротив, получилась чересчур серьезной и строгой. И даже в финале, когда отличия между героинями стали минимальны, у зрителей не возникло ощущения, что их играет один и тот же человек. Настолько талантлива была Орлова.
Кадр из фильма «Весна» (1947)