Хотя Роберт Эггерс — мастер современного ужаса и визуального сторителлинга, «Носферату» Вернера Херцога, снятый в 1979 году, остается непревзойденным, как бы не нахваливали ремейк современные критики.
Превосходство ленты 1978 года заключается в масштабе, подлинности и безумной самоотдаче, которые привнесли в фильм неповторимую энергетику.
1. Размах на съёмочной площадке
Если Эггерс задействовал более пяти тысяч грызунов, то Херцог пошел дальше, и приказал привезти на съемки больше десяти тысяч крыс. Работа с таким количеством животных была не только сложной, но и сопряжённой с переживаниями. Членов съемочной группы одолевал страх, а режиссёр и его помощники разработали сложнейшую систему, чтобы не допустить бегства ни одной крысы в город Дельфт, где снимался фильм.
2. Историческая аутентичность локаций
Основные сцены снимались в Дельфте — городе, сохранившем дух и архитектуру прошлых веков. Это погружало зрителей в атмосферу средневековой Европы, не нуждаясь в излишних декорациях или визуальных эффектах. Эггерс, напротив, больше полагается на искусственно созданный мир, что лишает картину ощущения подлинности.
3. Безумие за кадром
Съёмки Херцога — это безумие в чистом виде. Режиссер был готов идти по головам ради съемки ужастика, и это не фигура речи. Дело в том, что крысы до съемок проживали на одной из ферм, и в назначенный момент постановщик приехал их забирать. Однако владелец ранчо отказался отдавать грызунов, пока не получит оплату.
Завязалась потасовка, во время которой мужчина хотел переехать автомобиль Херцога. Тот в ответ схватил монтировку и едва не огрел мужчину по голове, настолько сильно он жаждал снимать ленту здесь и сейчас.
4. Настоящий хоррор
Херцог снимал свой фильм в эпоху, когда визуальные эффекты были минимальны, а напряжение создавалось через игру актеров. Конечно, никто не скажет, что Уиллем Дефо плохой артист, но обилие компьютерной графики может испортить эффект глубины.
«Носферату» Херцога — это больше, чем фильм. Это живая легенда, созданная на стыке кинематографического мастерства и личного безумия режиссёра. Роберт Эггерс создал впечатляющую современную адаптацию, но ей не хватает той бешеной энергии, которая сделала версию Херцога культовой.