В мире кино иногда кажется, что великие идеи никогда не устаревают. Так произошло и с бессмертной поэмой Гомера «Одиссея», к которой вновь обратился один из самых влиятельных режиссеров современности — Кристофер Нолан. Его грядущий эпический фильм, запланированный на 2026 год, уже обсуждают в Сети, но нельзя не заметить, что путь, выбранный гением, во многом напоминает то, что сделал Андрей Кончаловский еще в 1997 году.
Кончаловский: первый в «Одиссее»
Когда Андрей Кончаловский взялся за экранизацию «Одиссеи», времена были непростыми. В 90-е российское кино переживало кризис, и режиссер искал возможности работать на международной арене. Его телевизионный мини-сериал стал настоящим кинематографическим событием.
С бюджетом в 40 миллионов долларов и международной командой (Арманд Ассанте и Изабелла Росселлини), Кончаловский создал цельную, эмоционально насыщенную и визуально богатую историю. Съемки проходили в живописных уголках мира: Греции, Турции, Мальте. Его «Одиссея» рассказывала о путешествии царя Итаки с присущей режиссеру драматической глубиной и вниманием к деталям.
Этот сериал стал одним из самых дорогих и успешных проектов своего времени, собрав 50 миллионов зрителей и получив номинации на «Золотой глобус» и «Эмми». Кончаловский тогда не только поставил высокую планку для экранизаций античных сюжетов, но и показал, как можно перенести эпос на экран без утраты его величия.
Нолан: новый взгляд на старый миф
Спустя почти 30 лет после успеха Кончаловского Нолан берется за свою «Одиссею». Его фильм обещает быть более чем эпическим: съемки пройдут в новейшем формате IMAX. В проекте участвуют такие звезды, как Мэтт Дэймон, Зендея, Том Холланд и Энн Хэтэуэй.
Нолан известен своей любовью к экспериментам и глубоким философским вопросам. В «Одиссее» он планирует исследовать не только героизм и путешествия, но и темы выживания, внутренней борьбы и человеческой стойкости. Этот проект станет попыткой переосмыслить миф Гомера через призму XXI века.
Сравнение двух «Одиссей»
Формат и масштаб:
Кончаловский выбрал формат мини-сериала, что позволило ему рассказать историю с неспешной детализацией. Нолан, напротив, делает ставку на IMAX и кинематографический размах, обещая грандиозное зрелище в 2,5-3 часа.
Локации:
Оба режиссера уделяют внимание визуальной составляющей. Кончаловский снимал на фоне пейзажей Турции и Греции, подчеркивая историческую атмосферу. Нолан также не чурается работать в разных странах, используя при этом компьютерную графику только для улучшения картинки.
Классическая история Одиссея — это не только миф о возвращении домой, но и универсальная аллегория человеческой борьбы. В современном мире, полном неопределенности и вызовов, темы выживания, поисков себя и преодоления преград звучат особенно актуально.
Если Кончаловский показал, как можно перенести античный эпос на экран с душой и достоинством, то Нолан, вероятно, добавит в эту историю элементы философии, научной фантастики и свои фирменные кинематографические приемы. Остается вопрос: станет ли «Одиссея» Нолана новым шагом в истории экранизаций или лишь напомнит нам, как велика была версия Кончаловского?