Экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Марка Захарова, вышедшая в 1976 году, до сих пор вызывает споры среди поклонников. Одни считают ее настоящим шедевром, другие сравнивают с версией Леонида Гайдая и находят недостатки. Но сам Марк Анатольевич был крайне недоволен своим произведением, и называл его сугубо неудачей.
От мечты о «12 стульях» к разочарованию
Марк Захаров приступил к экранизации, когда за плечами у него были лишь театральные постановки и первый фильм «Стоянка поезда — две минуты». Он неоднократно перечитывал роман, мечтая создать легкую и музыкальную комедию с особым шармом.
«Я не конкурировал с традиционным кино. И в результате я составил своего рода литературно-музыкальный обзор с большими текстовыми блоками, полностью взятый из первоисточника», — говорил он о своей задумке.
Однако увидев свое «нетрадиционное» кино после монтажа, режиссер разочаровался. Захаров признавал, что ему не хватило умения, воли и таланта, чтобы воплотить свою мечту в явь.
«Картина вышла затянутой, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста – в общем, не бог весть что!»
Плюсы «12 стульев» Захарова
Захаров пригласил на главные роли актеров, которых Гайдай не утвердил: Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Для режиссера они были идеальны: он работал с ними в Театре сатиры и не сомневался в их мастерстве. В картине также дебютировала Любовь Полищук, сыгравшая танцовщицу.
Некоторые актеры из версии Гайдая перекочевали в проект Захарова: речь о Савелии Крамарове и Георгии Вицине. А вы знали, что настоящий Бендер провернул аферу века и сам предложил Ильфу и Петрову написать «12 стульев».
В итоге Захаров так и не смог принять и полюбить ленту, в отличие от большинства зрителей. Режиссер был излишне строг к себе и не находил положительных сторон, называя комедию «бездарной». Не хвалил он даже Андрея Миронова, хотя тот запомнился как один из лучших исполнителей роли Остапа Бендера.