В СССР снимали много остросюжетных детективов. Некоторые любимы до сих пор — как, например, «Место встречи изменить нельзя». Другим повезло меньше.
Один из самых популярных фильмов конца восьмидесятых сейчас вспомнят разве что самые внимательные поклонники кино СССР. Он называется «Золотая мина».
Сюжет прост: преступник Брунов, который должен был отсидеть восемь лет за спекуляции с валютой, бежит из тюрьмы. В это время на его бывшей даче кладоискатели-неудачники пытаются найти сокровища, но для них обнаруженное оказывается настоящей миной. Едва удается уцелеть. Сотрудники правоохранительных органов начинают расследование.
Удивительно, что ленту без помех пропустила ценура. Отрицательный персонаж Олега Даля вызывал у аудитории более теплые чувства, чем со всех сторон положительный милиционер. Преступники на экране вели весьма приятный образ жизни. Да и отображение советской действительности семидесятых получилось весьма точным — и не слишком лестным. Чего стоит одна только фраза главного антагониста кино, Бориса Брунова:
«В нашей стране нет бедных и богатых. У нас все трудящиеся», — цензоры, бывало, прятали пленки на полку и за меньшее.
Интересно, что за право показа «Золотой мины» состязались Госкино и Гостелерадио. Премьера состоялась именно на телевидении, и впоследствии в кинотеатрах работа Евгения Татарского так и не вышла.