Псы (1989 год, режиссёр Дмитрий Светозаров) Третья планета (1991 год, режиссёр Александр Рогожкин) Дикий Восток (1993 год, режиссёр Рашид Нугманов) Упырь (1997 год, режиссёр Сергей Винокуров) Небо в алмазах (1999 год, режиссёр Василий Пичул) Жесть (2006 год, режиссёр Денис Нейманд)
Псы (1989 год, режиссёр Дмитрий Светозаров)
До того, как увлечься сериалом «Агент национальной безопасности» режиссёр Дмитрий Светозаров успел снять несколько очень интересных фильмов. И один из самых примечательных примеров — «Псы», балансирующий на грани постапокалиптики, боевика и триллера. По сюжету, бывший военный Иван Максимчук (Юрий Кузнецов) собирает группу охотников и отправляется в заброшенный город для уничтожения диких собак, которые странным образом могут исчезать под землёй.
В фильме чувствуется влияние классических историй в стиле «Сталкера», к тому же авторы взяли за основу историю обмеления Аральского моря — город стоит в пустыне, а раньше рядом с ним было море. Да и отсылки к Чернобыльской аварии тоже заметны почти сразу: заброшенная зона, где происходят странные явления. Но главное достоинство фильма всё-таки актёры. Весь ансамбль отлично показал взаимоотношения разных по характеру людей, да ещё и в стрессовой ситуации. Казалось бы, на сегодняшний день фильм смотрится снятым уж очень просто, но всё равно ближе к финалу многие наверняка почувствуют реальный страх.
Третья планета (1991 год, режиссёр Александр Рогожкин)
И ещё один известный автор сериала «Улицы разбитых фонарей» когда-то снял фильм про таинственную «Зону». Можно даже сказать, что «Третья планета» — это «Сталкер», но без глубокой философии. Здесь нет поисков глубокого смысла, просто отец пытается спасти умирающую дочь и отправляется с ней в загадочное место, где, по слухам, живут целители.
Там они сталкиваются с необычным обществом людей, живущих в гармонии с природой. Если присмотреться — это история перерождения человека. Герои осознают, что не нужно пытаться перестроить природу под себя, а наоборот, нужно искать гармонию в самой земле, и только в этом случае человечество способно выжить.
Дикий Восток (1993 год, режиссёр Рашид Нугманов)
Но если предыдущие фильмы ссылаются всё-таки на Тарковского и типично русские темы, то Нугманов за ориентир явно взял «Безумного Макса» и решил воплотить его в антураже российской Азии. Вообще имя Нугманова плотно ассоциируется в первую очередь с фильмом «Игла» с Виктором Цоем. И идею «Дикого Востока» на самом деле предложил тот же Цой. В его версии фильм назывался «Дети Солнца», и Нугманов планировал взять музыканта на главную роль. К сожалению, Цой погиб, не успев сняться в этой картине. Но режиссёр не стал отказываться от изначальной концепции и позвал сыграть основных персонажей музыкантов. Главная роль досталась Косте Странному — многие помнят его в дальнейшем как гитариста группы Tequilajazzz. Также в «Диком Востоке» сыграл и Константин Аксёнов, он же Рикошет из группы «Объект насмешек».
Сюжет не очень сложен: разношёрстная команда защищает поселение карликов от местной банды. В персонажах чувствуется явный гротеск, все они будто взяты из западных фильмов. Но всё это воплощено в настоящий адреналиновый экшен, какого в российском кино ещё поискать. Здесь есть и машина ЗИС, и явный антиутопический мир, где папиросы стоят несколько миллионов. И за такой яркий и живой подход можно простить даже слабую игру некоторых актёров.
Упырь (1997 год, режиссёр Сергей Винокуров)
Режиссёрский дебют Сергея Винокурова выглядит интересным сочетанием актуальной для девяностых темы бандитских разборок с охотой на вампиров. Главной герой (Алексей Серебряков) приезжает в небольшой город и обнаруживает, что он полностью захвачен нежитью, запугавшей даже местных «братков». И вот типичный герой-одиночка начинает последовательно истреблять всех злодеев при помощи пистолета, собственных рук и осиновых кольев.
Конечно, за год до этого уже вышел «От заката до рассвета» Тарантино и Родригеса. Но для малобюджетного фильма российского производства «Упырь» был очень хорош. Серебряков отлично подходил на роль антигероя, выполняющего важную миссию, но при этом жестокого и агрессивного. А весь саундтрек написан набиравшей тогда популярность группой Tequilajazzz, что только добавило картине мрачной атмосферы и энергии.
Небо в алмазах (1999 год, режиссёр Василий Пичул)
Но не только мрачными тонами и антиутопиями жили нестандартные жанры в России. Автор символа перестройки — фильма «Маленькая Вера» — Василий Пичул на закате девяностых показал отличную комедию абсурда «Небо в алмазах», где подробно разобрал путь нашей страны от времён Антона Чехова ко временам постсоветским. А именно Чехова потому, что так зовут главного героя фильма. Его играет Николай Фоменко. Правда этот Чехов не только писатель, но ещё и преступник. Он написал фантастический роман, но заодно и поубивал немало людей.
Гротеск и нелепость этой картины можно критиковать, пока не станет понятно, что всё шероховатости в ней совершенно пародийны. Даже откровенно плоская игра Анжелики Варум тут на своём месте — её героиня должна быть именно такой. И все остальные герои тоже совершенно архетипичны: от престарелого озабоченного прокурора до толп ОМОНа, которые рассаживаются по лавочкам во время экспериментальной оперной постановки.
Жесть (2006 год, режиссёр Денис Нейманд)
Много разных фильмов наснимали российские режиссёры. Но вот настоящего трэш-триллера пришлось ждать аж до 2006 года. Начинающий режиссёр Денис Нейманд сумел вписать мрачную атмосферу грязи и убийств в антураж, знакомый почти каждому с детства. Ведь действие фильма по большей части происходит в типичном садоводстве. Туда направляется репортёр (Алёна Бабенко). Она сталкивается с совершенно жуткими байкерами, маньяком и загадочным существом на лошади, которого все боятся и называют «Терминатор».
Жесть — типичный триллер, эпоха которых на Западе давно прошла (а сейчас возвращается с появлением «Мэнди»), а в России так и не наступила. Привычный светлый образ Алёны Бабенко здесь сменили на мрак и отчаяние. К тому же в фильме появилось немало других интересных актёров. Например, Иван Ургант ещё без налёта звёздности, и голый Гоша Куценко в очках и с дробовиком.
Разумеется, нестандартное кино потому так и называется, что подобных примеров не слишком много. Но если следить внимательно, можно найти интересные примеры буквально в каждом жанре. Часто их снимают именно новички в большом кино, у которых ещё не успел закостенеть взгляд, и им легче экспериментировать. То Илья Найшуллер снял потрясающе драйвовый «Хардкор», в котором зубодробительный экшен начинается примерно на пятой минуте, а заканчивается только с финальными титрами. То Александр Хант предлагает настоящее «роуд-муви» с налётой провинциальной трагедии и получается «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». К сожалению, у многих из них есть шансы потеряться на фоне более массового кинематографа, но ровно то же самое происходит и на Западе, где авторские фильмы лишь маячат за спинами очередных «Трансформеров». Главное — не сдаваться.
Алексей Хромов