В 2012 году Таисия Игуменцева стала главным открытием Каннского кинофестиваля, получив первый приз в программе студенческих картин «Синефондасьон» (фильм «Дорога на…»). Спустя 12 лет после этого успеха на счету режиссера — несколько крепких работ со звездами российского кино, а также недавний сериал «Ненормальная», тепло встреченный зрителями.
Кадр из сериала «Ненормальная»Только вот один из самых амбициозных проектов, который она собиралась создавать совместно с ООО “Киностудия 20 лет” и ее продюсером Анастасией Алексеевой, Игуменцевой реализовать так и не дали. Но это пока что.
В интервью «Киноафише» постановщица рассказала о своем «Ателье добрых дел» — фильме, который вполне мог стать «нашим Гарри Поттером», а также:
· Разгадала феномен успеха франшизы о мальчике, который выжил;
· Объяснила почему кинопремии в наше время — слегка переоценены;
· И, наконец, высказалась о шансах Юры Борисова выиграть «Золотой глобус».
В чем секрет Джоан Роулинг?
Поделитесь подробностями сюжета «Ателье добрых дел». Вы говорили на презентации, что будет круче Гарри Поттера — чем собирались удивлять?
Гарри Поттер сегодня — величина, некий образец, на который можно равняться. Это произведение заслуживает того внимания, той любви со стороны миллионов поклонников со всего мира. Ждать, что наша работа будет иметь такой же успех, на мой взгляд, как минимум, до неприличия самонадеянно.
И разумеется, говоря, что наша работа будет круче Гарри Поттера, я прежде всего имела в виду, что при создании ателье мы хотели бы повторить опыт создания магического образа волшебного мира, так ловко удавшегося у Роулинг.
Как думаете, с чем связан феномен популярности франшизы «Гарри Поттер»?
Для себя ее успех я объяснила обращением Роулинг к английскому фольклору с Мерлином, магией, феями. Эти образы персонажи знакомы зрителю, и поэтому интересны. И я решила в работе над Ателье использовать его. Но за основу взять богатый отечественный фольклор. Опираться в создании на опыт отечественных мультипликаторов режиссеров.
Был ли у вас так называемый «дрим каст», помимо Никиты Ефремова, Кирилла Кяро, Анастасии Талызиной?
Это не актерский фильм, в том смысле, что мы не собирались делать эту работу под конкретных актеров, строили на этом историю. В этом случае история была самодостаточна.
«Это вопрос к Минкульту»
Как считаете, почему вашему проекту не дали зелёный свет? Есть ли шансы, что его всё-таки удастся реализовать, но без поддержки Минкульта?
Это вопрос скорее к Минкульту. Если они предпочли нам другую работу, то, скорее всего, это что-то стоящее. Я им доверяю и жду с нетерпением выхода картин в свет.
Вы же наверняка не опускаете руки после этой неудачи, каким будет ваш следующий проект, уже есть планы?
Мне бы хотелось продолжить работу над созданием «Ателье». Я верю в будущий успех картины. Но я также открыта для новых предложений и не во всем следую только лишь своим авторским идеям.
Что из современных российских сериалов/фильмов последних лет вам особенно понравилось, может, появилась мысль «жаль, я такое не сняла»?
Современный отечественный кинематограф молод, у него много амбиций и огромный потенциал. И это не вопрос моей веры, это непреложный факт. Новые реалии таковы, что рассказывать истории, используя выразительные средства кинематографа, становится доступнее для широкого круга людей, дешевле. И на мой взгляд, это прекрасно.
В действительно серьезной конкуренции в сильной оппозиции создаются хорошо рассказанные истории. Это держит в тонусе. Но это не про соперничество, а про соавторство — мы учимся друг у друга, заимствуем, считай, все вместе работаем над одной историей.
«”Анора” — чудесная история»
В студенчестве вы брали награду в Каннах, а в этом году главный приз фестиваля взяла «Анора». Как, по-вашему, заслужено или были другие кандидаты получше?
Я уважаю чужой труд, и хорошо представляю через что приходится пройти автору в своей работе над картиной. Поэтому отвечая на такие вопросы, ты должен быть очень внимательным.
«Анора» — чудесная история, и разумеется, она заслуживает свой приз. Так решило жюри фестиваля, по такому принципу работает Каннский фестиваль — на мой взгляд, самый авторитетный международный кинофестиваль.
Не считаете все эти награды и премии слегка переоцененными в наше время?
Конечно, не стоит переоценивать значимость призов и фестивалей. Они существуют только для того, чтобы рассказать остальным, что есть такой-то фильм, такого-то режиссера — пожалуйста, если вы любите кинематограф, не пропустите эту картину.
Вот на мой взгляд, какова главная роль фестивалей. Это место, куда авторы приносят свои работы, чтобы показать их как можно большему числу людей, потому что, по их мнению, этот фильм заслуживает этого. Ну, а приз — это уже приятный бонус.
К сожалению или нет, приз только один. А достойный работ на фестивале очень много. Но то, что какой-то фильм не отметило жюри, или на него не хватило призов, не умаляет работу.
Следите ли за творчеством Юры Борисова, верите, что выиграет «Золотой глобус»?
Юрий Борисов много и упорно работает, и мы видим результат его трудов. Лично мне приятно знать, что труд вознаграждается, и разумеется, я верю, что Борисов может получить «Золотой глобус». Собственно, как и верю в других конкурсантов.
Я желаю всем успеха в добрых делах. Таков закон «Ателье добрых дел»!