Советские фильмы несколько десятилетий пользуются заслуженным успехом у зрителей. Многие из них вошли в Золотую коллекцию «Мосфильма», а такие режиссеры, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов, Александр Серый, Юрий Чулюкин и вовсе считаются легендами. Их картины люди готовы пересматривать из раза в раз, несмотря на то что сюжеты давно выучены наизусть.
Успех предшественников, конечно, не дает покоя и современным режиссерам. Каждый год выходит несколько громких премьер. Публика с удовольствием смотрит их в кинотеатрах, но в большинстве случаев пересматривать их уже нет никакого желания.
В чем же феномен советского кинематографа? Почему раньше если не фильм, то шедевр, а теперь – картины лишь для одноразового просмотра? Вот четыре главных причины этому.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975)
Уникальная эстетика и ностальгия
Советские фильмы были не только развлекательным контентом, но и часто отражали эпоху. Через них люди могут заглянуть в прошлое и вспомнить те теплые моменты, которые с ними случались. До 1990-х режиссеры и художники пытались передать через искусство идеологию и народные ценности. Это отражается практически во всем: в интерьерах квартир, одежде героев, диалогах. Из-за этого кино в СССР имело свою неповторимую атмосферу. Поэтому даже людям, рожденным после распада Союза, картинка кажется знакомой и приятной.
Просматривая старые фильмы, мы возвращаемся в уютную бабушкину квартиру с сервантом и хрустальными сервизами, пользовались которыми только по праздникам. У многих сразу же всплывает в голове беззаботное детство, веселые посиделки с семьей.
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984)
Затягивающие сюжеты
Фильмы, снятые во времена СССР, знамениты своими необычными сюжетами. Они сочетают в себе элементы приключений, любовные романы, драму и комедию. Эту картинку хочется смотреть, не отрываясь. Неважно о чем история – о бриллиантовой руке, кавказской пленнице или встрече с незнакомцем в Новый год. Истории настолько закрученные, что их хочется обсуждать в теплом семейном кругу, а затем вновь пересмотреть.
Простота и искренность, сложность и глубина
Советские режиссеры не использовали в своих работах никакой графики. Часто сложные сцены снимались одним дублем и получались великолепно. Все персонажи были близки народу своими судьбами и поведением, от этого становились родными.
Часто в фильмах давались ответы на такие сложные вопросы, как найти любовь, пережить предательство или найти друга. В них есть глубина и философская проницательность, размышления о смысле жизни, справедливости и идеале. Эти картины вызывают глубокие эмоции и заставляют задуматься о жизни.
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986)
Талант актеров
В последнее время часто можно увидеть отзывы, что современные актеры играют совсем не так пронзительно, как их коллеги в Советском Союзе. Даже не вооруженным взглядом можно увидеть наигранность и отсутствие эмоций.
В СССР же артисты умели увлечь зрителей и окунуть их в свою историю. Мы видим не просто мажоров, а работающих людей со своими судьбами и характерами. Вместе с ними хочется смеяться и плакать, их любили и ненавидели. Это заставляет публику снова и снова включать любимые картины, вновь смеяться или рыдать.