30 марта 1970 года на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», который со временем стал важной вехой в истории советского кино. Сюжет, рассказывающий о приключениях красноармейца Сухова, сперва оценили не все зрители, но впоследствии фильм стал культовым, что подтверждает рейтинг 8.1 на Кинопоиске и 7.7 на IMDb.
Однако мало кто знает, что изначально фильм, которому в этом году уже 55 лет, мог снять не Владимир Мотыль, а Андрей Кончаловский. Да-да, работа над проектом началась в 1967 году, и Кончаловский был утвержден как сценарист и режиссер.
Но его черновой вариант сценария не оценило «Экспериментальное творческое объединение», и Кончаловский покинул проект. Так начались поиски нового мэтра.
«Фильм должен был снимать Андрей Кончаловский. Под него писали сценарий. У него была эта идея. Потом он посчитал, что это могут разыграть только американские актеры, отказался», — вспоминал Мотыль.
Среди кандидатов было много известных имен, но каждый из них отклонил предложение. Вскоре пришел черед и Владимира Мотыля, снявшего фильм «Женя, Женечка и “Катюша”» и переживавшего на тот момент трудные времена.

Проблема заключалась в том, что его фильмы часто не соответствовали идеологическим требованиям, поэтому сотрудничать с режиссером было непросто. Однако в этом случае ситуация складывалась более удачно — написанием сценария занимались другие люди. В результате Мотыль, после того как сперва дважды отклонил предложение, в третий раз все же согласился.
«Я попросил авторов о творческой свободе, и они мне ее дали. Почему я согласился взяться за чужой сценарий, хотя и с большими оговорками и условиями? Потому что этот сценарий посвящен такому явлению человеческой души, как способность к самоотверженности», — объяснял режиссер.
Кстати, ранее мы писали, какие сцены вырезали из фильма, потому что они не прошли цензуру. Получилось, что зрителей лишили важнейших эпизодов