Жизнь Михаила Кононова — одна из самых ярких и одновременно драматичных в истории советского кино. Несмотря на талант артист не смог раскрыться в полной мере и страдал, выплескивая негатив на близких. В памяти зрителей интеллигентный с виду артист остался благодаря наивному и трогательному Лопахину в «Начальнике Чукотки», лиричному Нестору Петровичу из «Большой перемены» и партизану Федору в драме «Андрей Рублев».
Каждый его герой (кроме Крыса из «Гостьи из будущего») отличался необычайной человечностью, которая делала их близкими и понятными миллионам зрителей. Однако за экранной улыбкой скрывалась непростая судьба. Кононов пришел в кино, не подозревая, что скоро его назовут одним из самых одаренных актеров своего времени. После пика популярности в 70-х, к началу 80-х ситуация изменилась: он стал реже появляться на экране.
Кадр из фильма «Сибириада»Привыкший играть глубоких и сложных персонажей, Михаил столкнулся с тем, что в кино стало меньше значимых ролей. От кооперативного кино отказывался, потенциал оставался нереализованным, и артист стал пить. Срывался он на жене Наталье.
«Когда он приезжал, первым делом начинал страшно ругаться. И так ругался, что было обидно просто. Мне плохо, а он через полчаса абсолютно нормальный. Он весь негатив мне скинул».
Спасало семью то, что жена была отходчивая и понимающая. Четверть века она заменяла ему жену, мать, была почти что нянечкой. Вообще девушка настрадалась еще в те времена, когда Кононов не злоупотреблял. Тогда ей закатывала истерики мать благоверного: она объявляла невестке бойкоты, заявляла на нее милицию, выдумывая, что ее избивают. Михаил лишь разводил руками.
«Все его друзья-собутыльники умерли рано: Высоцкий, Даль, Толя Солоницын... Они же из его компашки. А я его держала, чтобы он отошел от них немножко. Я ему продлила жизнь, думаю, лет на двадцать», — признавалась после женщина. Благодарность от Кононова жене была своеобразная. Наталью он променял на 18-летнюю зазнобу.
Вынужденный покинуть столицу, Кононов вместе с женой обосновался в подмосковной деревне Бутырки. Там супруги начали новую жизнь — разбили огород, выращивали овощи и продавали их на рынке ошеломленным односельчанам. Судьба неожиданно столкнула его с 18-летней Маргаритой, когда он решил поставить спектакль.
Хотя идея с театральной постановкой провалилась, Михаил взял молодую актрису под свою опеку, предоставив ей поддержку и даже жилье в Москве. Однако их отношения, которые актер называл отцовскими, закончились болезненно.
Маргарита не только оставила Кононова, но и попыталась отобрать у него квартиру. Лишь благодаря вмешательству Натальи Павловны и судебным разбирательствам жилье удалось сохранить.
Урок судьбы тяжело ударил по Кононову. Он начал еще сильнее заливать горе и в скоре заболел. Безденежье, предательство, неудачи в карьере и потеря сил обострили его внутреннюю боль. Михаил Иванович, находясь в больничной палате, раскаивался и искренне просил прощения у своей жены, признавая: «Как глупо все получилось».
А вы знали, что первое название «Большой перемены» возмутило зрителей: считали постыдным и требовали отменить съемки.