Когда слышишь название «Записки юного врача», ожидаешь экранизацию именно этой книги Михаила Булгакова — с ее иронией, медицинскими курьёзами и драмой становления молодого доктора. Однако создатели сериала решили иначе: я посмотрел не побуквенную экранизацию, как у Владимира Бортко с его «Мастером и Маргаритой», а сплав сразу нескольких произведений.
В британское переосмысление Михаила Афанасьева включили «Морфий», что придало истории новые, порой даже неожиданные оттенки.
Два врача, одна судьба, «Записки юного врача»
Сюжет знаком любому поклоннику Булгакова: молодой врач Бомгард (Дэниэл Рэдклифф) после окончания университета оказывается в глухой сельской больнице. На его плечи ложится тяжёлая ответственность — оперировать, принимать роды, удалять зубы (с куском челюсти), спасать жизни, имея за плечами лишь теоретические знания.
Но авторы сериала вводят интересный художественный приём: в кадре появляется и его более зрелая версия (Джон Хэмм) — врач спустя 17 лет, уже исстрадавшийся, уставший, терзаемый призраками прошлого и зависимостью от морфия.
Между этими двумя версиями одного человека завязывается диалог, переходящий то в спор, то в исповедь. Это не просто игра сознания, а метафора внутренней борьбы, попытка понять, где же была та роковая точка невозврата.
Булгаковские мотивы в новой интерпретации
В сериале тонкая грань между комедией и трагедией. В первом сезоне юмор на высоте: молодой Гарри Поттер (сложно отделаться от этого амплуа), с ужасом осознаёт, что хирургические инструменты — это не картинки в учебнике, а вещи, с которыми он теперь породнится.
Он теряется, сомневается, но растет как профессионал. Атмосфера 1918 года передана с особым вниманием к деталям — от старых медицинских книг до потрёпанных халатов и керосиновых ламп.
Но со второго сезона комедия исчезает, и на первый план выходит «Морфий» — история зависимости, деградации и падения. Если в первом сезоне Бомгард — молодой, амбициозный врач, пусть и с трудностями, то в следующем он превращается в одержимого человека-оболочку, готового на всё ради очередной дозы. Это вызывает дискомфорт, раздражение, даже жалость. Такой переход от лёгкого к тяжелому может оттолкнуть зрителей, которые ожидали привычный медицинский сериал.
Рэдклифф и Хэмм: неожиданно удачный дуэт
Скептики, увидев в титрах имя Дэниэла Рэдклиффа, могли бы поспешно усомниться в его способности сыграть драматическую роль. Однако Поттер из сказки справляется на удивление убедительно. Его Бомгард — живой, эмоциональный, подчас нелепый, но именно такой, каким мог быть настоящий врач, оставленный один на один со своей судьбой.
Джон Хэмм привносит глубину и мрачность, превращаясь в отражение из будущего, от которого невозможно отвернуться. Их дуэт создаёт эффект театрального действия, когда сцена превращается в подсознание главного героя.
Стоит ли смотреть «Записки юного врача»?
«Записки юного врача» — это не традиционная экранизация Булгакова, а интерпретация, которая может понравиться не всем. Первый сезон — отличный, с динамичным сюжетом и живым юмором. Второй — тяжёлый, болезненный, местами удручающий, теряющий легкость прочтения и иронию, присущую трудам автора.
Если вы готовы к драме и не боитесь нестандартного подхода к классике, сериал точно заслуживает внимания. Но если вы хотите просто насладиться историей молодого врача, осваивающего профессию, возможно, Булгаковская экранизация «Морфия» Алексея Балабанова вам понравится больше.