Психолог Полина Токарева специально для редакции «Киноафиши.инфо» разобрала одну из без преувеличения культовых картин эпохи СССР – и оказалось, что сегодня «Служебный роман» воспринимается совсем по-другому.
«Диагноз» психолога, который можно поставить героям «Служебного романа» и их проблемным взаимоотношениям, весьма категоричен:
Закомплексованная образованная женщина влюбляется в неуспешного невротика.
Основная идея фильма, похоже, заключается в том, что женщина может быть карьеристкой, может зарабатывать большие деньги, но она – ничто без мужика, пусть он нищий, облезлый, пьяный. И ведь главная героиня, по сути дела – успешная женщина, но – одинокая и робеет перед откровенным неудачником. Нам будто показывают, что женщина может быть сколь угодно умной, с двумя высшими образованиями – но штаны дома никто не заменит.
Характеризуя Новосельцева, которого в «Служебном романе» блестяще сыграл Андрей Мягков, психолог был беспощаден:
Неудачник; слабохарактерный алкоголик, не слишком благородный. Давайте будем честными: мы прекрасно знаем, как в женских коллективах относятся к мужчинам: их, как правило, все время продвигают. А Новосельцев, даже находясь в женском коллективе, не может продвинуться по служебной лестнице. Почему? Потому что он же был на самом деле бездарен, и Калугина ему говорит об этом, критикуя его отчет.
Подозрение вызывает и семейное положение Новосельцева – хотя, на первый взгляд, герой Мягкова как раз является примерным отцом, который в одиночку «поднимает» детей и готов ради них на всё. Но и здесь отыскались подводные камни:
В фильме говорится, что у него двое детей, и жена его бросила. И сейчас-то женщина, которая бросает двух детей и уходит – это скорее нонсенс, а что это такое в советское время? Вы представляете, насколько он ей надоел, что она даже детей бросила и ушла от него? Или сам Новосельцев изначально выбрал такую женщину, которая готова на такие подлые поступки – ведь это в советское время совершенно нехарактерно было для женщин! А вспомните сцену, когда главная героиня рассказывает, что была с другом в каком-то грузинском ресторане – Новосельцев не верит Калугиной и пытается «допрашивать» ее, всем своим поведением давая понять: «да кому ты нужна, кто тебя мог куда пригласить».
Если Новосельцев воспринимается как мелкий тиран и абьюзер, то Калугина в исполнении Алисы Фрейндлих – как закомплексованная женщина с тяжелым эмоциональным багажом за плечами:
Калугина – это просто женщина с кучей комплексов; ее называют «старухой», а ей всего лишь 36, она зажата, а Новосельцев ей постоянно хамит. Он ее очень сильно обесценивает, а она из-за своей психологической травмы и травмы предательства соглашается на тот вариант, который уж точно никуда не денется.