Критик Оксана Агапова в беседе с порталом «Киноафиша» поделилась своими размышлениями о творчестве Дэвида Линча, отметив его уникальный подход к кинематографу и влияние на восприятие зрителей.
По ее словам, американский режиссер изобрел собственную формулу кино, рассматривая искусство с совершенно иной перспективы, чем большинство его коллег. Особенное значение в этом вопросе имеет влияние Линча на зрителей, которые в 90-е годы открывали для себя его работы в подпольных видеосалонах и смотря «Твин Пикс» на ОРТ.
«Зрители, которые в 90-е ходили в видеосалоны, смотрели по телевизору, юные довольно зрители, в том числе и Twin Peaks, выросли на его кино и поняли, что вообще Линч подходит к какому-то горизонту событий кинематографа и смотрит на развитие этого искусства совершенно иначе, нежели другие когда-либо режиссеры, работавшие в кино», — отмечает Агапова.
Работы Линча исследуют границы человеческого сознания, часто переходя в другую плоскость восприятия, где люди теряют привычное чувство реальности. В качестве российского аналога Агапова выделяет Кирилла Серебренникова. Фильмы Серебренникова, такие как «Юрьев день» и «Петровы в гриппе», демонстрируют похожую «плотную работу с человеческим сознанием».
«Если вот все-таки приводить вам какие-то конкретные примеры, то я бы сказала про Кирилла Серебренникова. Вот первое, что мне пришло в голову, хотя, конечно, он больше ориентируется на театр. Но его работы напоминают очень вот эту плотную работу с человеческим сознанием, происходят на границе, когда ты немножечко теряешь себя, переходишь в другую плоскость, в другое пространство познания этого мира».
Критик выделяет три ключевые работы Линча. Первой она называет «Голова-ластик» — дебютный полнометражный фильм режиссера. Агапова отмечает его «невероятный визуальный стиль» и глубокое исследование человеческого одиночества в индустриальной среде.
«Невероятный визуальный стиль и поднятие тем человеческого одиночества. Человека и индустриальной обстановки, человека и тех проблем, которые возникают вокруг него, как они влияют на его общий взгляд на мир».
Второй значимой работой Агапова называет «Малхолланд Драйв».
«Это та работа, которая исследует границу того, что такое визуальное представление, на что способно изображение в отношении зрителя и того, что проецируется. Как оно влияет на наше сознание, на то, как мы коммуницируем друг с другом, а самое главное, на зрителя».
И, конечно, Агапова упоминает «Твин Пикс», изменивший представление о сериалах на телевидении. Линч показывает уютную американскую глубинку с тревожной стороны, исследуя вопросы человеческого сознания и внутреннего мира.
«И это сериал, поднимающий вопрос того, каких ответов мы ждем от того или иного расследования. Насколько мы можем погрузиться на глубину тех или иных вопросов?»
Ранее мы рассказывали о пяти самых простых и понятных картин гения, в которых легко разберешься без бутылки. А также вспоминали пять самых тревожных сцен в фильмах Линча.