Сезон премии «Оскар» наконец стартовал, и это время не только для восхищения, но и для споров. Каждый год Академия делает выбор, который вызывает бурю эмоций у зрителей и критиков. Нередко награды получают, которые со временем теряют свою актуальность или вовсе оказываются недостойными высшей кинематографической награды.
Давайте вспомним несколько победителей в номинации «Лучший фильм», которые оставили после себя больше вопросов, чем восторгов.
«Жижи» (1958)
Музыкальная комедия «Жижи», действие которой разворачивается в Париже эпохи Belle Époque, рассказывает историю юной девушки (Лесли Карон), которая превращается из наивного подростка в утонченную женщину.
Фильм получил девять наград «Оскар», включая главную, но сегодня его считают легковесным и устаревшим. Современные зрители находят сюжет странным, а музыкальные номера — не такими уж запоминающимися. Несмотря на роскошные костюмы и декорации, «Жижи» оставляет ощущение пустоты и не более чем мимолетного развлечения.
«Из Африки» (1985)
Эпическая мелодрама с Мерил Стрип и Робертом Редфордом в главных ролях рассказывает историю датской баронессы, которая переезжает в Кению и переживает бурный роман с охотником.
Фильм получил семь «Оскаров», включая награду за лучший фильм, но сегодня его критикуют за медленный темп и излишне романтизированный взгляд на колониальную Африку. В том же году на экраны вышли такие шедевры, как «Ран» Акиры Куросавы и «Назад в будущее», которые оставили гораздо более яркий след в истории кино.
«Зеленая книга» (2018)
История дружбы афроамериканского пианиста (Махершала Али) и его водителя (Вигго Мортенсен) во время турне по югу США в 1960-х годах вызвала неоднозначную реакцию. Хотя фильм получил три «Оскара», включая главный приз, многие зрители сочли его упрощенным и слишком сглаженным в изображении расовых проблем.
На фоне таких картин, как «Фаворитка» и «Рома», победа «Зеленой книги» выглядела спорной. Сегодня фильм воспринимается скорее как приятное, но поверхностное кино, но точно не как шедевр.
«Шофер мисс Дэйзи» (Driving Miss Daisy, 1989)
Эта трогательная история о дружбе пожилой еврейской женщины (Джессика Тэнди) и ее афроамериканского водителя (Морган Фриман) завоевала сердца зрителей и четыре «Оскара». Однако многие критики сочли фильм слишком сентиментальным и упрощенным в изображении расовых отношений.
Особенно ярко это стало заметно на фоне «Делай как надо» Спайка Ли, который не получил номинации на «Оскар», но стал культовым. «Шофер мисс Дэйзи» сегодня воспринимается скорее как далекая от реальности сказка.
«Столкновение» (2004)
Фильм, триумф которого до сих пор вызывает недоумение. «Столкновение» рассказывает о переплетении судеб жителей Лос-Анджелеса, сталкивающихся с проблемами расизма и предрассудков. Несмотря на звездный состав (Сандра Буллок, Дон Чидл, Мэтт Диллон), фильм критикуют за надуманные сюжетные линии и поверхностное раскрытие серьезных тем.
Победа «Столкновения» над такими шедеврами, как «Горбатая гора» и «Мюнхен», до сих пор считается одной из самых спорных в истории «Оскара». Сегодня этот фильм называют скучным, перегруженным и лишенным глубины.
Ранее мы также писали: Лишь один сериал в 2024 году посмотрело больше 100 млн человек: в топ-20 — Netflix, аниме и… свинка Пепп