Комедия «Бриллиантовая рука» даже спустя полвека остается по-настоящему культовой. Сюжет знает едва ли не каждый ребенок, реплики персонажей Андрея Миронова и Юрия Никулина цитируют в дело и без дела.
Но главная загадка картины долгое время оставалась неразгаданной. Лента состоит из двух частей — «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога». Первая занимает полтора часа, вторая лишь пять минут, при этом события одной невозможно понять, не увидев другую.
Зачем же Леонид Иович разделил кино подобным образом? Ответ несложно понять, если знать, как было устроено производство и выпуск фильмов в СССР.
В шестидесятые ленты с большим хронометражем, которые делили на несколько серий, в производстве оформляли как несколько единиц. За них режиссеры и актеры могли получить двойную ставку. Считалось, что и зрителям так удобнее: они смогут лучше уловить суть и мораль произведения.
Конечно, картину, которая с титрами идет чуть больше полутора часов, делить надвое не было смысла. Но Гайдай все равно так сделал, высмеяв систему советского проката и заодно усилив юмористический эффект «Бриллиантовой руки».