Образ Хюррем султан, сыгранной в «Великолепном веке» актрисой Мерьем Узерли, запомнился яркими костюмами и роскошными аксессуарами. Но какова была настоящая мода в гареме Османской империи? Стиль Хюррем и других женщин гарема подчинялся строгим правилам, а одежда отражала статус и религиозные нормы. Лучшие ткани доставлялись во дворец Топкапы для султана и его семьи, а наряды подбирались с учетом их богатства и удобства.
Иерархия гарема и статус одежды
В гареме царила жесткая иерархия. У любимой жены султана всегда были самые дорогие наряды. Султан Сулейман Великолепный, известный своей страстью к искусству и роскоши, сам заказывал лучшие меха из Московии и предпочитал яркие наряды. Хюррем выделялась роскошными одеяниями, но в реальности ее стиль был менее декоративен, чем это представлено в сериале.
Нижнее белье и шальвары: секреты многослойного костюма
Женский костюм начинался с нательного белья — рубахи, известной как гемлек. Это свободная сорочка с глубоким вырезом, удобная для кормления детей. Сверху надевались панталоны дизлык, удерживаемые шнурком на талии. Поверх них носили шальвары, сшитые из дорогих тканей, которые выглядывали из-под остальных слоев одежды.
Сохранившиеся шаровары из дворца Топкапы показывают, что на изготовление одного наряда уходило до 7 метров ткани, и подобные костюмы шились из материалов высочайшего качества. У султанш было несколько десятков таких шальвар, украшенных золотым и серебряным шитьем.
Антери и фераджи: платье для гарема
Кадр из сериала «Великолепный век»
Поверх рубахи и шальвар надевалось платье антери, плотно облегающее талию и застегивающееся на пуговицы. Антери подвязывали кушаком, украшенным вышивкой и драгоценными камнями. Поверх антери надевали фераджи — длинное верхнее платье с пуговицами и широкими рукавами, которое заменяло парадный халат.
Головные уборы и аксессуары Хюррем султан
В гареме женщинам запрещалось показываться с непокрытой головой. Женщины носили тюрбаны или фота — своеобразные фески с платком, который скрывал лицо. На тюрбане крепили украшения и перья, добавляя образу торжественности и символизируя статус.
Обувь гаремных красавиц: сабо на платформе
Кадр из сериала «Великолепный век»
Обувь наложниц представляла собой сабо на платформе, напоминающие венецианские чопины. Такая обувь позволяла двигаться медленно и грациозно, подчеркивая женственность и элегантность.
Была ли корона Хюррем настоящей?
В сериале Хюррем часто изображена с легкой короной, однако в исторических записях нет подтверждений, что она действительно носила такой аксессуар. Изображения Хюррем были созданы европейскими художниками уже после ее смерти и полны вымышленных деталей. Художники, такие как Тициан, никогда не видели султаншу и добавляли «восточную» экзотику по собственному воображению.
Одежда Хюррем султан, вероятно, была менее эффектной, чем это показано в сериале, но богатство тканей и изысканность каждого слоя сохраняли её статус и авторитет в гареме.