Алексей Балабанов известен своими жесткими, бескомпромиссными картинами, которые часто разделяли зрителей на два лагеря. Его работы заставляют смотреть правде в глаза, даже если она неприятна.
Эти пять фильмов из нашей подборки сложно назвать «неудачными» — скорее, они оказались слишком сложными для массовой аудитории. Они не смогли собрать большую кассу в прокате, но легко выбивают почву из-под ног.
«Морфий»
Экранизация рассказов Михаила Булгакова показывает, как талантливый земский врач превращается в жертву своей зависимости. Балабанов не щадит зрителя, погружая его в гнетущую атмосферу революционной России. Картина провалилась в прокате, собрав менее миллиона долларов при значительном бюджете. Мог спасти карьеру Сергей Бодров-младший, которому и предназначалась главная роль, но артиста не стало незадолго до съемок.
«Груз 200»
«В краю магнолий плещет поле», — все, кто смотрел этот фильм, не могут слушать песню группы «Ариэль» без вздрагивания. Триллер называют одним из самых жестоких в российском кино. Балабанов вскрывает темные стороны позднего СССР через историю милиционера-маньяка. Одни увидели в ленте беспощадный взгляд на эпоху, другие — излишний натурализм.
Кадр из фильма «Груз 200»«Я тоже хочу»
Последний фильм режиссера — это манифест и прощание. Герои едут к мифической Колокольне счастья, но находят лишь собственную пустоту. Балабанов задает философские вопросы, на которые нет ответа, и оставляет зрителей в раздумьях, уходя, но не закрывая дверь.
«Кочегар»
Минималистичная, холодная история о кочегаре, который сжигает тела жертв бандитов, потрясает своей жестокой простотой. Балабанов показывает Петербург 90-х буднично, для героев ленты человеческие жизни ничего не стоят. Успех у критиков, слабая касса в прокате.
«Про уродов и людей»
Черно-белая картина — одна из самых первый провокаций в фильмографии создателя «Брата». Балабанов исследует природу зла через порнографический бизнес дореволюционной России. Фильм стал эстетическим экспериментом и бенефисом Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова.
Эти фильмы маэстро помогают взглянуть в бездну, требуют от зрителя крепкого желудка, стальных нервов и желания задавать себе простые вопросы. Они могут показаться излишне мрачными, но в каждом из них есть что-то светлое и побуждающее к обсуждению. Также мы рассказывали, какие два фильма Михалкова обожал сам Балабанов: считал их по-настоящему гениальными.