И вот еще 16 фактов о съемках культового фильма.
Жуликов было трое
Планировалось, что злодеев будет трое – Малыш, Граф, Механик. Художественный совет дал рекомендацию оставить лишь двух из них. К тому же роль Шефа изменили.
В первоначальной версии у персонажа было много сатирических высказываний про социализм.
Текст писали под Никулина
Юрия Никулина еще на стадии подготовки проекта утвердили на главную роль, поскольку сценарий писался под актера. А вот образ Геши могли воплотить и другие артисты, в том числе Валерий Носик, Георгий Вицин и прочие.
Пробы
На некоторые роли рассматривали и других актеров. Так, Гайдай наметил Клару Лучко, которая могла воплотить образ Анны Сергеевны, но та отказалась.
Контрабандиста-аптекаря должен был играть Спартак Мишулин, однако предпочтение отдали Леониду Каневскому.
Режиссеру не нравилась Нонна Мордюкова
С самого начала отношения между постановщиком и актрисой не заладились. Но на ее кандидатуре настоял худсовет. В итоге с Мордюковой на съемочной площадке не ладил не только Гайдай, но и Андрей Миронов, который поправлял ее, если она неправильно произносила фразу.
Пароход
По надписям на спасательном круге можно понять, что судно называется «Михаил Светлов» в честь поэта. Хотя его настоящее название – «Победа».
Смерть Никулина
На съемках использовалась копия актера из папье-маше. Куклу хранили под простыней в подвале гостиницы. Однажды ее увидела уборщица, которая тут же распустила слух о смерти Юрия Никулина.
8 дублей
Именно столько раз потребовалось переснимать знаменитую сцену с фразой «даме – цветы, детям – мороженое». 8 раз в Миронова бросали лакомством.
Хотя в действительности использовали не мороженое, а смесь молока и сметаны, которая лучше растекалась.
Семья Никулина
Супруга и сын артиста тоже появились в фильме. Его жена снялась в роли экскурсовода. Сын же воплотил образ мальчика, который помог Геше найти путь с острова. Сцену снимали долго, поскольку мальчик падал в воду до того, как Миронов успевал его толкнуть.
Невольные спасатели
С той же сценой связан другой забавный случай. Туристы, которые отдыхали на берегу, заметили кричащего человека. Он бегал в разные стороны по суше. Они даже вызвали спасателей, и съемочной группе потребовалось объясняться.
Технические трудности
Сцену, где Лелик нанизывает рыбу, тоже сняли не сразу. Ассистент не мог справиться с задачей, поэтому все время возникали проблемы. Когда в очередной раз Папанов вынырнул из воды, то крикнул ему: «Идиот!» Фразу решили оставить.
Нескользящая кожура
Бананы были в дефиците, и их с трудом достали. Но именно на них Никулин никак не мог поскользнуться. В итоге приобрели арбузы. Актер смог упасть, но не сумел как нужно топнуть на корку. Вместо него это сделал Леонид Каневский, нога которого и появляется на крупном плане.
Песня про зайцев
Изначально эту композицию планировали записывать на пароходе. Однако в последний момент съемки перенесли в ресторан, а на пароходе исполняли другую – «Остров невезения».
Ее, кстати, забраковала цензура, и Гайдаю с трудом удалось отбить номер.
Поет не Светличная
Другую культовую композицию в кадре исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева. К тому же, актрису почти полностью озвучила Зоя Толбузина. Лишь знаменитую фразу «Не виноватая я!» произнесла сама Светличная.
4 часа на один эпизод
Столько заняли съемки сцены, в которой у Семена просит закурить подозрительный бородатый мужчина. Роль исполнил журналист Леонид Плешаков, который в обмен попросил отдельную беседу с Никулиным.
Импровизация режиссера
Финальный эпизод сымпровизирован постановщиком. Первоначально сцена была другой. К тому же Никулина действительно ударили по шее.
Рекорд
В год премьеры – 1969-й – картину увидели 76 миллионов зрителей, что стало рекордом для этого года. Также комедия попала в золотой фонд советского кинематографа.