Картина «Кандагар» режиссёра Андрея Кавуна основана на реальной истории советских летчиков, захваченных талибами в 1995 году. Она претендовала на громкий успех — звёздный каст во главе с Владимиром Машковым, крепкий сюжет и тема, основанная на драматических событиях.
Однако фильм так и не стал однозначным любимцем публики. Рейтинг на «Кинопоиске» — 6,9 балла, отзывы — смешанные, а у одного человека вообще были очень конкретные претензии.
Реальный прототип — против
Командир экипажа Ил-76 Владимир Шарпатов, ставший прототипом главного героя, фильм посмотрел — и отметил массу ляпов. Его фамилию сменили на «Карпатов», а фактов в фильме оказалось столько, что по точности это больше напоминало вольную интерпретацию, чем правдивую реконструкцию.
Шарпатов перечислил не меньше 17(!) ключевых отличий от реальности — от вымышленных персонажей до сцен, которых не было и быть не могло. Он удивлялся: почему его заставили вести календарь гвоздем, если в реальности он просто записывал дни ручкой? Почему второй пилот пьет и курит в кабине?

Что еще удивило пилота: сцена, где пленных заставляют сменить веру. На самом деле им лишь поступали предложения. Также пилот отметил, что на допросах рядом с ними никто не стрелял. Впрочем, и хороших условий у команды не было: спали они на бетонном полу.
Тем не менее, когда у него спросили — понравился ли ему фильм, он, не колеблясь, ответил: «Да». А затем уточнил:
«Помню, Андрей Кавун тогда сказал, что столько замечаний ему никто и никогда не делал».
Прокатчик не ждал, а зритель пошёл
Кинокритик Александр Шпагин в беседе с «Киноафишей» рассказывал, что фильм не просто не оправдал ожиданий — он буквально пошёл против них.
«Ожидалось, что Андрей Кавун снимет боевик, а он снял артхаус. Продюсеры были дико недовольны. Прокатчики тоже, понимая что надо показывать на специальных сеансах. И вдруг он как начал ползти вверх, никто не знал, что он принесет большую прибыль, он очень долго держался прайм-тайм. Народ заворожился».
Несмотря на средний старт и осторожный приём критики, «Кандагар» долго держался в прокате, уверенно шёл в прайм-тайме, и — что удивительно — принёс прибыль. Видимо, в душах зрителей он всё же что-то задел. Может быть, потому что был не очередным героическим боевиком, а фильмом о страхе, выживании, мужестве и человеческой памяти.

«Кандагар» — не тот фильм, который с восторгом смотрят по пятому разу. Но у него есть нечто другое: интерес к теме, попытка осмыслить драму, которая осталась почти незамеченной. Пусть не всё точно, пусть не все довольны, но, как ни странно, именно такие фильмы и цепляют.
«И это — наши деньги»: Михалков разнес до основания нашумевший военный фильм — россияне поставили ему 7,9. «Первый отдел» и уж тем более «Невский» пасут задних: всего у 3 детективов НТВ рейтинги выше 8.1 (№3 оценят фанаты «Ликвидации»).