На вкус и цвет товарищей нет, но иногда даже такая универсальная фраза может плохо сработать — и в кино в том числе. На счету истории кинематографа — десятки и, может, даже сотни фильмов, ставших классикой своего жанра, хотя с таким статусом далеко не все смогут согласиться. В нашей подборке — топ-5 странных и переоцененных фильмов, которые по какой-то причине все равно наделали много шуму.
«Все везде и сразу» (2022)
Абсурдистская комедия от студии А24 с Мишель Йео в главной роли стала чуть ли не главным событием в мире кино, причем последних нескольких лет. Боевик, в котором рядовой зритель вряд ли сможет найти какую-то смысловую нагрузку, неожиданно получил огромный успех как в кассе, так и по количеству наград, заработав почти 108 миллионов долларов в прокате и забрав 7 статуэток с церемонии «Оскар», включая награду за лучший фильм года. И хотя многие критики остались в полном восторге от «Все везде и сразу», другие не раз подмечали, что причины, по которым картина без какого-то особого смысла получила столько внимания, навсегда останутся тайной, покрытой мраком.
«Клуб “Завтрак”» (1985)
Только о нескольких фильмах можно с уверенностью сказать, что они не утратили своей актуальности спустя десятилетия после релиза — и «Клуб “Завтрак”»в их число не входит. Ставшая культовой классикой картина мгновенно сделала известным своего режиссера Джона Хьюза и представила мировому сообществу новый жанр подросткового кино, однако в остальном фильм сильно сдал позиции. Современному зрителю «Клуб “Завтрак”» вряд ли сможет рассказать что-то действительно стоящее — и социальные подтексты, и уж тем более танцевальные паузы стары как мир, а Хьюз работал и над более стоящими проектами.
«Выживший» (2015)
Драматический вестерн Алехандро Г. Иньярриту запомнился мировой публике, пожалуй, только тем, что принес Леонардо ДиКаприо его первый «Оскар», которого поклонники ждали даже больше, чем сам актер. В остальном «Выживший» не слишком примечателен и вряд ли когда-то сможет войти в любую подборку лучших ролей ДиКаприо — а любой знакомый с творчеством актера это только подтвердит, с уверенностью заявив, что у ДиКаприо были роли и гораздо сильнее и глубже. Пытаясь выжить, герой ДиКаприо, охотник Хью Гласс, с рычанием пробирается через заснеженные леса, вот только на протяжении всего своего пути так и не дает зрителю никакого шанса узнать его получше.
«Дневник памяти» (2004)
Спустя 20 лет после выхода фильма на экраны он все еще остается одной из лучших мелодрам всех времен для миллионов, хотя в случае с «Дневником памяти» современный зритель может не избежать упоминания слова «токсичный». «Дневник памяти» представляет собой типичную слезливую драму о паре, которой не суждено быть вместе: он — обычный работяга, а она — богатая наследница. Для тех, кто до конца верил в силу любви, финал остается счастливым, но тот факт, что герой преследовал свою возлюбленную до тех пор, пока та не согласилась остаться с ним, в наше время не может не настораживать.
«Амели» (2001)
Спору нет — спустя столько лет «Амели» все еще остается забавной и легкой комедией, которая, возможно, стала прародительницей современного французского юмора, вот только значимость фильма как представителя конкретной культуры вряд ли соответствует действительности. В 2001 году «Амели» мгновенно стала хитом, причем к тому же еще и приобрела статус самого что ни на есть культового французского кино, которое многие называли собирательным образом французского менталитета — вот только может ли один-единственный фильм взять на себя такую огромную роль? Сомнительно.