Происходит так благодаря мастерству режиссеров и таланту актеров. Многие из них не боятся импровизировать во время съемок. И часто именно такие, «не постановочные» сцены привлекают больше зрителей, чем остальная часть фильма.
Советские ленты не зря считаются нетленной классикой. Актеры ушедшей эпохи старались довести до конца любой, даже безнадежно испорченный на первый взгляд дубль. И часто спасали его за счет своей харизмы и умения импровизировать. До прихода в кинематограф многие из них не один год работали в театре. А там важен был не только актерский талант, но и импровизация.
Остроумные и находчивые артисты наравне с легендарными режиссерами создавали фильмы, которые до сих пор пересматривают зрители. Они экспромтом выдавали сцены, в мгновение ока сделавшие их знаменитыми.
Служебный роман
Один из самых ярких эпизодов культового фильма частично был импровизирован исполнителем главной роли. В сцене, где Новосельцев спрашивает Калугину, интересуется ли она стихами, не была прописана фраза «В виде поэзии». Актер сымпровизировал, но именно эта шутка стала одной из самых известных.
На съемочной площадке Мягков и Фрейндлих не раз действовали экспромтом. Благодаря этому появились на свет многие крылатые фразы. Но сам материал пришлось сокращать, поскольку иначе фильм получился бы в 3 раза длиннее.
Кавказская пленница
Во время работы над проектом Леонид Гайдай был увлечен актерским талантом Владимира Этуша. Он практически не давал указаний актеру и позволял тому много импровизировать. Именно благодаря этому свет увидели многие фразы, в дальнейшем ставшие крылатыми.
Одной из самых ярких импровизаций Этуша стала сцена, где его персонаж собирается зайти в комнату к Нине. Саахов произносит фразу: «Шляпу сними», которой изначально не было в сценарии.
Партнер актера по эпизоду Фрунзик Мкртчян растерялся и искренне спросил: «Что?» Леонид Гайдай был в восторге от того, насколько гармонично была сыграна сцена.
Мимино
Если в «Кавказской пленнице» Фрунзик Мкртчян наблюдал за импровизацией Этуша, то в «Мимино» он уже и сам постарался не отстать от своего знаменитого коллеги. Сцена, где допрашивают шофера Рубена, не была прописана в сценарии. Она была лишь обозначена как эпизод допроса у судьи. Мкртчян же смог так талантливо обыграть кадр, что он стал одним из ключевых во всем фильме.
Фразы из сцены затем повторяли годами, например, знаменитую «Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу».
Место встречи изменить нельзя
В этом случае знаменитая импровизация родилась не благодаря таланту актрисы, а из-за ее неопытности. На момент съемок в мини-сериале Лариса Удовиченко была чуть старше 20 лет и многого тогда не знала. Актриса и в самом деле не была в курсе того, как правильно пишется слово «облигация». Она не придумала ничего другого, кроме как задать вопрос Жеглову.
А режиссер не растерялся и решил включить в финальный монтаж именно этот эпизод.
Большая перемена
Режиссер мини-сериала понимал, что ему повезло работать со звездами советского кино, а потому позволял им многое. Артисты импровизировали, но больше всех отличился Савелий Крамаров, у которого был внушительный опыт экспромта. Так родился культовый диалог, в котором на вопрос «Ты мне глазки строишь?» он ответил: «А что, я тебе кооператив, что ли, строить должен?»