Фильмы Леонида Гайдая — это золотой фонд советского кино, а Юрий Никулин — один из самых ярких актеров, сотрудничавших с режиссером. Тандем отлично показал себя в «Операция „Ы“», «Кавказской пленнице» и «Бриллиантовой руке».
Именно эти ленты стали культовыми и принесли Гайдаю почет и славу. Однако после 1972 года дорожки друзей разошлись. Возникает резонный вопрос: совпадение ли, что темная полоса в творчестве Гайдая начался после этого?
Причины конфликта
Пробежала между друзьями черная кошка во время работы над «Иван Васильевич меняет профессию». Гайдай с самого начала видел Никулина в роли Ивана Грозного, но актер отказался и на уговоры не велся. По одной версии, Никулин считал проект рискованным из-за насмешки над царем и скрытых подтекстов. По другой — причиной стал конфликт с цирковым руководством, не отпустившим его на съемки.
Многие утверждали, что Никулин сознательно дистанцировался от картины, а история с цирком — лишь предлог. Это глубоко задело Гайдая, который обвинил друга в предательстве.
Потеря себя
После разрыва Гайдай не приглашал Никулина ни в «Не может быть!», ни в последующие картины. Однако именно клоун тонко чувствовал публику и дорабатывал образы, прописанные режиссером. Артист помогал сохранять баланс между простотой и примитивностью. Без его участия последующие фильмы Гайдая, хоть и качественные, стали утрачивать ту самую изюминку.
И хотя Гайдай оставался талантливым режиссером, после «Ивана Васильевича», в котором Юрий Яковлев блистательно сыграл царя и Буншу, мэтр не выдал ни одного хита. Впрочем, не стоит исключать и того, что режиссер работал в стесняющих обстоятельствах перестроечного времени.
«Я хочу обратиться к молодым»: 5 глубоких цитат Никулина о возрасте, жизни и счастье.