Эпизод с варениками из фильма Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» стал настоящей жемчужиной отечественного кинематографа. Для 1961 года это была прорывная сцена, мастер-класс по воплощению литературной магии на экране.
Как и у Гоголя, вареники, буквально ожившие в кадре, стали символом настоящего чуда. Но у группы и Николая Яковченко, исполнившего роль Пузатого Пацюка, были сказочные трудности с воплощением этого эпизода в жизнь.
Секреты волшебства на экране
Для того чтобы добиться нужного эффекта «летающих вареников», кинематографисты использовали обратную перемотку пленки. Сцена снималась с хитрыми техническими уловками.
Сперва вареники насаживали на булавки и аккуратно вращали в миске с помощью невидимых в кадре рук ассистентов. Затем их обмазывали сметаной и снимали, как они «вылетают» из миски обратно в рот актера.
Пацюк сначала брал блюдо в рот, а затем выплевывал его обратно в миску. Позже кадры запускали в обратном движении, чтобы создать пресловутую иллюзию.
Испытание для Пацюка
Роль Пацюка требовала от Николая Яковченко не только актерского мастерства, но и силы воли. Дело в том, что ему раз за разом приходилось выплевывать вареники, а после давиться ими.
Хотя в фильме заметны ляпы с чистыми бортиками миски в момент вылета вареников, зритель редко обращает на них внимание. Ведь сцена передает саму суть Гоголевской атмосферы — чуть абсурдной, немного волшебной и невероятно комической. Была у сказки и другая сторона. Смерти, болезни и забвение: проклятые звезды легендарного фильма 1961 года.