Мрачный «Еретик» не только подчеркнул драматический талант Хью Гранта, но и оставил зрителей в смятении из-за финала, который вызывает больше вопросов, чем ответов. Была ли реальной бабочка? Почему Пакстон молилась даже после того, как призналась — это бессмысленно? Попробуем разобраться.
Две стороны одной веры: чем закончился «Еретик»
Финал фильма разворачивается вокруг борьбы между мистером Ридом и сестрой Пакстон. Когда оба истекают кровью, Пакстон продолжает молиться, несмотря на ее слова о том, что это бесполезно. Этот момент становится кульминацией философского спора, пронизывающего весь фильм: является ли вера источником силы или способом отрицания реальности?
Сцена приобретает неожиданное развитие, когда сестра Барнс (Софи Тэтчер), считавшаяся мертвой, встает и убивает Рида деревянной доской. Однако ее возвращение к жизни остается загадкой: это чудо — результат молитвы Пакстон, или просто стечение обстоятельств?
В финальной сцене Пакстон видит бабочку на своей руке — как отсылку к словам девушки из начала фильма о том, что после смерти она хотела бы стать этим насекомым и садиться на своих близких людей. Кадр меняется — бабочки нет, а сама героиня наконец-то свободна. Или же все-таки не совсем?
Пакстон умерла в финале «Еретика»
В Сети набирает популярность версия о том, что Пакстон действительно была убита мистером Ридом, и то, что мы видим в конце, это просто ее переход в загробную жизнь. Покрытая снегом земля — облака, о которых пророчица говорила ранее, а Барнса в образе бабочки — ангел. Сама актриса, сыгравшая Пакстон, эту теорию не опровергает.
Красота противоречий
В интервью Хлоя Ист назвала финал фильма «красивым», подчеркивающим силу своей героини. Пакстон признает, что ее вера несовершенна, но все равно выбирает ее. Для нее молитва — это не столько средство изменения реальности, сколько акт сосредоточения на чем-то большем, чем она сама.
Это противоречие — признание проблем религии при сохранении веры — делает Пакстон живым и сложным персонажем.
Грант, в свою очередь, противопоставляет своей героине рациональный цинизм. Его фраза «Чем больше знаешь, тем меньше понимаешь» становится лейтмотивом фильма. Рид разрывает чужую веру на части, но не может уничтожить ее окончательно.
Режиссеры Скотт Бек и Брайан Вудс не стремились дать зрителю готовые ответы. Для кого-то концовка «Еретика» — история о личной победе Пакстон, для кого-то — напоминание о двойственности религии.
Этот фильм показывает, что вера — далеко не всегда черное и белое, а сложная игра теней, где правда зависит от того, кто и как на нее смотрит. «Еретик» не говорит зрителю, во что верить, а предлагает выбирать самому.
Кстати, великолепный перформанс Хью Гранта в картине вовсе не удивителен. Почитайте только, кем актер вдохновлялся для роли мистера Рида.