Психолог Анна Завгороднева в комментарии для редакции «Киноафиша.инфо» проанализировала характеры ключевых героев культовой советской киноленты «Москва слезам не верит». Удивительно, но у каждого – за единичными исключениями – из персонажей «в анамнезе» отыскались определенные психологические проблемы.
Вот как психолог описывает главную женскую троицу фильма – героинь Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой:
Три разных типажа женщин, и абсолютно неудивительно, что они сдружились. Героиня Алентовой Катерина – простая, но при этом волевая, активная, умная девушка, которая оказывается в учебном заведении, в общежитии, и очаровывается столичной жизнью, для нее все в новинку. Есть в ней вот это потрясающее очарование взрослой личности с чертами детской наивности, и при этом Катерина красивая девушка – естественно, она обращает на себя внимание парней, но при этом сама не понимает уровень своей привлекательности.
Персонаж Ирины Муравьевой, Людмила – женщина, которая четко понимает, какого статуса она хочет, но соответствовать этому статусу она не умеет, хотя уверена, что умеет. Она пытается делать какие-то маски, обхаживать каких-то конкретных мужчин, рассказывает Катерине, как надо жить, чуть ли не весь фильм – хотя у самой толком личная жизнь не сложилась, это важный момент.
Героиня Раисы Рязановой, Антонина, Тося – наверное, максимально приближенная к усредненному здоровому человеку, так скажем. Женщина, которая знает, чего хочет: она хочет быть счастливой, семейной и заниматься домом, работой. Тося – такая среднестатистическая адекватная женщина без потребностей гипер-компенсации, в то время как у героини Алентовой, например, такая гипер-компенсация явно прослеживается. Она и сама говорит это вслух Родиону, отцу своего ребенка – что она из-за него стала такой вот сильной и директором завода.
Мужские образы в «Москва слезам не верит» раскрыты ничуть не менее ярко – и психологических проблем у них, судя по анализу психолога, даже больше, чем у женских героинь:
Алексей Баталов, который играет Георгия, «он же Гоша, он же Жора». Это потрясающий персонаж. Он просто великолепен, я понимаю, почему фильму дали «Оскар». То ли «нарцисс», то ли абьюзер, то ли «нарцисс» и абьюзер вместе. Это видно прямо с самого первого кадра, когда он появляется на экране в сцене в электричке. Он сидит и очень навязчиво смотрит на Катерину. Очень навязчиво! Зная, что она заметит. И, естественно, понимая, в каком моменте у него слабина, его грязные ботинки, Гоша выворачивает ситуацию таким образом, что это Катерина на него пялится, и это она якобы такой молчаливый инициатор этого разговора – и дальше Катерина будет все время ответственная за все.
Николай – муж Тоси, человек, который спасает всех. Вот если мы будем говорить про образ настоящего мужчины, то это максимально приближенный к настоящему мужчине персонаж с одним большим но: это человек, у которого явно есть синдром спасателя.
Родион – в большей степени похож на классического «нарцисса», чем Гоша, потому что он ставит свои интересы выше, чем интересы всех остальных, он о них прямо заявляет. Он – увлеченный оператор, строящий карьеру, и он до такой степени увлечен этим всем, что он всего лишь оператором и остался на Останкино. И вот как он встал на эти рельсы, – «я весь такой импозантный, интеллигентный хорошо выглядящий, хорошо одетый мужчина», – так он 20 лет по этим рельсам и ездил. Каким Родион был в начале, таким он в середине фильма и предстаёт перед уже состоявшейся Катериной. Это явный случай нарциссизма: Родион знает, в чем он силен, и только это и демонстрирует.