Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» с годами стала настоящей классикой отечественного кинематографа. Кажется, в ней хорошо все: сюжет, актерский состав, локации и шутки. В центре повествования, конечно же, царь и управдом Бунша. Но есть в картине и другие яркие и запоминающиеся персонажи.
Если не брать в расчет афериста Жоржа Милославского или изобретателя Шурика, то взор падает на весьма эксцентричного и амбициозного режиссера, любовника Зиночки Якина. Эту роль блистательно воплотил на экране Михаил Пуговкин. И хотя режиссер никогда публично не признавался, с кого именно скопировал этого персонажа, посмотрев на его поведение, можно без труда догадаться и так.
Гайдай взял за основу реального человека. Люди, знакомые с кинематографом, без труда узнавали в герое Пуговкина Ивана Пырьева. Манера держаться и одеваться, обороты речи, привычка сидеть, высоко закинув ногу, с потрохами выдавали этого человека. Предполагается, что и сам Михаил Булгаков, по чьей пьесе поставлен фильм, в качестве прототипа взял именно Пырьева.
В свое время Пырьев был членом художественной комиссии при Наркомпросе СССР. По некоторым данным, в 1936 году он требовал запретить пьесу Булгакова. Возможно, уже тогда он узнавал в Якине себя. Даже сама фамилия намекала на это: каждое предложение режиссер начинал с местоимения «я».
Также в произведении есть недвусмысленные намеки на отношения Пырьева с молодыми актрисами. Об этих романах ходили целые легенды. Например, на таком же кабриолете, на каком Якин увез Зиночку, по слухам, ездил сам Пырьев. Машину взяли из спецгаража киностудии.